Севкер и рынок. 2019, №4.
mechanisms for managing spatial development of the country and rural territories was particularly relevant. The Decree of the Government of the RussianFederation datedMay 31, 2019 No. 696 approved the new State Programof the Russian Federation «Comprehensive development of rural territories» with the implementation period of 2020-2025. In this regard, an important scientific task is to identify the risks and shortcomings of this state program and assess its focus on solving key problems and overcoming negative trends in the development of rural areas of Russia (the case study of the European North of Russia), which was the purpose of this article. It is shown that the adopted State Program includes 3 departmental target programs and 5 departmental projects aimed primarily at creating conditions for keeping residents in the countryside and attracting residents from other territories to the countryside, improving living conditions of families, improving rural households, reduction of the average radius of accessibility of feldsher-midwife stations for rural population, construction of roads, increased participation of citizens in implementation of initiative projects aimed at rural development. In the course of the analysis, it was proved that the measures of the State Program will not fully solve the problems of rural territories and ensure their comprehensive and sustainable development. Keywords: rural territories, socio-economic development, State Program of the Russian Federation «Comprehensive development of rural territories», European North of Russia. Введение При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные трансформации в общественно-политической, экономической, социальной сферах, снизилась роль государства в регулировании процессов территориального развития. Эти изменения сопровождались нарастанием множества проблем, среди которых утрата многих производственно-экономических связей, значительное падение объемов производства, обострение демографической ситуации в сельской местности, снижение инвестиционной активности, разрушение инфраструктуры, нарастание социальной напряженности в обществе и др. Острота вышеобозначенных проблем сохраняется и в настоящее время. Следует отметить, что большую часть Российской Федерации занимают сельские территории (территории вне городских населенных пунктов), на которых проживают 26 % населения страны (81 % всех муниципальных образований составляют сельские поселения). Они являются базой для развития сельскохозяйственного производства, обеспечения продовольственной, а следовательно в определенной степени и национальной безопасности, играют важнейшую роль в устойчивом развитии страны в целом, ее регионов и муниципалитетов. Основными народнохозяйственным функциями сельских территорий являются: производственная, социально-демографическая, культурная и этническая, экологическая, рекреационная, пространственно-коммуникационная, политическая и функция социального контроля над территорией. В целом развитие сельских территорий России в настоящее время характеризуется рядом системных проблем: слабо развиты экономика и социальная сфера; сохраняется безработица; отмечается низкий уровень развития инженерной и иной инфраструктуры (например, в целом по стране лишь треть жилого фонда в сельской местности обеспечена всеми видами благоустройства; острой проблемой является и низкое качество питьевой воды) и др. При этом сельские территории, входящие в Северный экономический район (Европейский Север России (ЕСР): Архангельская, Мурманская и Вологодская области, Республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ), имеют свою специфику, заключающуюся в преобладании: малонаселенных муниципальных образований (численность жителей большинства сельских поселений регионов ЕСР не превышает 1 тыс. чел., максимальная доля таких малонаселенных поселений отмечается в Ненецком автономном округе и Республике Коми — 89 и 68 % соответственно); отраслевой специализации на добыче полезных ископаемых, лесопромышленном комплексе, туризме, предоставлении услуг, а не сельскохозяйственном производстве, что обусловлено неблагоприятными природно-климатическими условиями на территории данного макрорегиона. На федеральном уровне с 2000-х гг. реализовывался ряд национальных проектов, ведомственных и государственных программ развития агропромышленного комплекса, в том числе и в части устойчивого развития сельских территорий (развития инфраструктуры села). Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 утверждена новая государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (сроки реализации программы — 2020-2025 гг.). Разработка и утверждение данной госпрограммы предусмотрено в качестве одного из механизмов реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р). Однако практика реализации данных госпрограмм не позволяет говорить о комплексном и системном подходе к развитию сельских территорий. Вместе с тем важность создания условий для комплексного и устойчивого развития сельских территорий обозначена на всех уровнях власти. В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г. ставятся задачи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz