Севкер и рынок. 2019, №4.
мира, а не только одной страны) теперь позволяют найти и закрепить в технике «правильное решение» именно для данного объекта и изготовить ее хоть в единственном экземпляре. Все эти новые реалии вызвали потребность в абсолютно новом институте пилота, полигона, пилотной площадки. Речь идет о пространствах для изучения, технических испытаний опытных образцов, для разработки специфических запасов, а также в целом об эксперименте, призванном найти локальные решения, например, для эксплуатации местных ресурсных объектов трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов, включая пространства, способные объединить усилия корпоративных (отраслевых) структур, научного сообщества, производителей оборудования и государства. Так устроена промышленность Арктики, что она может существовать при решенном вопросе с транспортным, энергетическим и кадровым обеспечением. И все эти опоры любого арктического проекта претерпевают теперь трансформацию по сравнению с индустриализацией 1.0. Разворот энергетики идет в плане энергообеспечения самих новых проектов, в том числе через добычу экспортных энергоносителей, то есть за счет их частичного использования для местных нужд. Лучшую экономику имеет тот корпоративный проект, который предусматривает одновременно использование конечного продукта и своим и внешним потребителем. В советское время это было четко разграничено: внешний (элитарный) потребитель — экспорт нефти и газа — и свой (арктический), который использует печное топливо в виде дров или угля. Государство само проводило эту селекцию в интересах получения как можно большей валютной выручки. Теперь же корпоративные структуры заинтересованы в гарантированном сбыте своей продукции по всему миру — от местного атомарного потребителя до крупного зарубежного хозяйственного партнера. Разворот транспорта происходит в виде особой специализированности под конкретные новые проекты: например, для СПГ-завода для вывоза нужны арктические газовозы и др. Кадровое обеспечение арктических проектов также радикально изменилось. Раньше за счет массовых мобилизаций работников по всей стране, теперь за счет — проектно организованной вахтовой миграции на месторождение из близких по хозяйственному профилю регионов. Важный вопрос, предъявляемый индустриализации Арктики 2.0: а где место новой обрабатывающей промышленности (и какой ей быть?), помимо возрождения пищевой (частично — легкой промышленности и машиностроения в разных видах) — то есть того, что уже существовало ранее и может теперь снова вернуться. Широко обсуждаемые варианты для арктических монопрофильных городов — это объекты экологической промышленности в виде переработки мусора; это создание объектов альтернативной энергетики (ветропарк и др.), это медийная промышленность (кинематография/киноиндустрия) и др. Уже очевидно, что спектр новых видов «обрабатывающей промышленности» в Арктике далеко не исчерпывается советским опытом и может быть дополнен и усилен (табл. 8). Данное обстоятельство не закрывает необходимости возродить в Арктике экономически целесообразные и социально востребованные виды местной промышленности, которые не выдержали экономического кризиса 1990-х гг. Таблица 8 Черты первой и второй индустриализации в российской Арктике Фактор Индустриализация 1.0 Индустриализация 2.0 Природа Стремление к долговременной устойчивости вопреки объективным ограничениям: стационарная сеть промышленного расселения Признание нестационарной природы и фундаментальной неустойчивости промышленного развития в Арктике: вахтовые производственные поселки Пространство хозяйственного освоения Исключительно суша Сухопутное и морское (мелко- и глубоководные, шельфовые участки) Ключевая логистическая схема связи с поставщиками и рынком сбыта Южная сухопутная схема — поставки и вывоз по речным, железнодорожным и автомобильным трассам из зоны основного расселения России, районов Севера; очень ограниченно (в основном для «Норильского никеля») — арктическая морская схема Беспрецедентное развитие морской логистики: вывоз добытой продукции транспортной системой из ледоколов и специализированных грузовых судов усиленного ледового класса с перевалкой на обычные суда в Мурманске
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz