Севкер и рынок. 2019, №4.

цинковых руд Павловского месторождения (ввод ГОКа запланирован на 2023 г.) запланировано создание нового морского порта; предусматривается строительство нового незамерзающего порта в пос. Индига, в котором предполагается создать нефтяной, угольный, СПГ-терминалы31. Порты Арктики в новой индустриализации задышали в общем ритме с арктической добычной промышленностью, стали ее составной частью как никогда раньше. Все новые добычные проекты Арктики востребуют для своей устойчивой работы производственные, снабженческие, интеллектуальные базы. Так было и в советское время, когда освоение Арктики опиралось на иерархическую систему тыловых (внешних), форпостных (входных) и локальных (местных, околоресурсных) баз. Новым теперь стало следующее: во-первых, это не просто ареальное, фронтальное освоение с подпорками в виде баз, но конкретный локализованный проект; во-вторых, ушла былая иерархия — теперь проект поддерживает система снабженческих и сбытовых баз, которые имели одинаковый статус, ни одна из них не «старше» другой; в-третьих, увеличиваются требования к базе проводить обучение и переподготовку персонала, вести интеллектуальное проектирование (инжиниринговые работы) в интересах проекта. Например, НОВАТЭК вкладывает десятки миллиардов рублей в селе Белокаменка под Мурманском для создания Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, который будет изготавливать морские комплексы по производству и хранению сжиженного природного газа, ремонтировать морскую технику и оборудование для освоения месторождений углеводородов на шельфе. Нередко эти новые морские базы арктической реиндустриализации расположены рядом с закрытыми военными гарнизонами, ЗАТО, что раньше было просто невозможно. Использование преимущественно сухопутных схем доставки и вывоза промышленной продукции в Арктике, а не морских может быть объяснено существовавшими строгими военными ограничениями, лишь для «Норильского никеля» в Арктике было сделано исключение — он имел право транспортировать свою руду круглогодично в Мурманск по Северному морскому пути. Например, НОВАТЭК хочет построить в Ура-губе, в которой находится база подводных лодок Северного флота, терминал для перегрузки ямальского СПГ с газовозов ледового класса, на которых он отправляется из Сабетты, на обычные газовозы, фрахт которых обходится гораздо дешевле [24]. В индустриальном освоении Арктики 1.0 было сильно нагруженное слово «комплексный», под ним подразумевалось получение народнохозяйственных эффектов на сопряжении добычных, энергетических, транспортных предприятий, расположенных на обширной территории, например, одного экономического района или административного региона. Представляется, что для арктической индустриализации 2.0 таким же нагруженным словом является «локализация», под ним понимается получение экономического эффекта на близком сопряжении мест добычи и переработки, добычи и транспортной логистики (т. е. создание локального кластера местных производств; создание местных импортозамещающих производств компонентов, которые ранее завозились извне). Раньше основные экономические эффекты в районах нового освоения Севера и Арктики обеспечивались за счет экономии на масштабе в деятельности гигантских советских комбинатов, объединенных в обширные по ареалам технологически сопряженные территориально­ производственные комплексы. Теперь же возрастающая отдача обеспечивается за счет предельной компактности, островной обособленности новых объектов освоения (локализованных кластеров), которые смягчают действие северных удорожаний, транспортных и энергетических издержек. Новые технологии позволяют подтянуть к местам добычи перерабатывающие производства, что парадоксально нарушает базовый постулат советского размещения на Севере — только добычные производства, а переработка — в центральных или южных районах страны, где меньше производственные издержки. В индустриальной модели промышленного освоения Арктики обычно применялись стандартные унифицированные технологические решения и для Средней Азии, и для Арктики, которые уже при внедрении на местах «доводились» до ума местными инженерами-«левшами», чтобы предельно адаптировать их к особым природно-климатическим и ресурсным условиям Арктики и Севера. Именно такой алгоритм проводила позднесоветская нереализованная программа «Техника для Севера» — речь шла не столько собственно о технике для Севера, сколько о северных модификациях общесоюзной техники. Однако даже внутри Арктики многообразие условий освоения месторождений настолько велико, и каждое из них, как теперь уже общепризнанно, имеет настолько свой собственный капризный характер, что унифицированный подход не срабатывает. Кроме того, и технические возможности (всего 31Информация корпорации AEON, Романа Троценко.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz