Севкер и рынок. 2019, №4.

Таблица 1 Структура инвестиций в основной капитал по видам, 2017 г., % [8, 9] Регион Всего Производственные здания и сооружения Машины и оборудование, транспортные средства Другие направления Россия, 2018 100 49,5 35,6 14,9 Арктика, 2018 100 67,5 20,3 12,2 Арктика, 2017 100 73,4 17,8 8,8 Крайний Север и приравненные местности, 2017 100 59,8 (включая расходы на улучшение земель) 22,6 17,6 ЯНАО 100 82,4 10,6 7,0 Красноярский край, Арктика 100 64,1 30,4 5,5 Красноярский край Север 100 61,4 (включая расходы на улучшение земель) 33,1 5,5 НАО 100 59,7 13,0 27,3 Архангельская обл. (без НАО), Арктика 100 54,0 39,4 6,6 Архангельская обл. (без НАО), Север 100 38,3 (включая расходы на улучшение земель) 57,5 4,2 ЧАО 100 51,7 32,4 15,9 Республика Карелия, Арктика 100 46,5 37,8 15,7 Республика Карелия, Север 100 35,9 (включая расходы на улучшение земель) 57,2 6,9 Мурманская обл. 100 28,5 60,2 11,3 Республика Саха (Якутия), Север 100 70,4 (включая расходы на улучшение земель) 19,9 9,7 Республика Коми, Север 100 55,8 (включая расходы на улучшение земель) 22,5 21,7 Будет неверным видеть арктическую промышленность только и исключительно как «большую», крупных корпоративных или государственных добывающих структур. На самом деле реально внутри арктической промышленности можно выделить два сектора: большой, из ориентированных на внешние рынки добычных предприятий; малый, обрабатывающий (пищевой, ремонтный, машиностроительный), сориентированный на местный рынок и замещение завозимых извне потребительских товаров и средств производства собственным их производством на месте. От конкретных условий места и времени зависит, до какой степени возможно расширение этого исходно «малого» обрабатывающего сектора арктической промышленности. Например, Э. Райнерт справедливо пишет, что «Австралия, благодаря своей географической изоляции, имела большее транспортное сопротивление, чем Ирландия ... обрабатывающая промышленность Австралии была под защитой естественных факторов — времени и расстояния» [10]. Примеры последних десятилетий (успех компании «Нокия» на севере Финляндии, в Лапландии в 1990-2000-е гг. и др.) свидетельствуют о том, что именно в условиях частичной (конструктивной) изоляции здесь возможен значительный прогресс. Развитие этого малого, не-ресурного, сегмента арктической промышленности исключительно важно не с точки зрения натуральных или стоимостных объемов — понятно, что они всегда будут несопоставимы с результатами деятельности ресурсного корпоративного сектора, —но с точки зрения общей устойчивости арктической промышленности, существующей всегда в неопределенной временной среде и нестационарном пространстве. Наряду с «большой» экспортноориентированной ресурсной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz