Севкер и рынок. 2019, №4.

экономики гораздо выше за счет поддержки государства, а также благодаря участию в инвестиционной деятельности градообразующих предприятий, расположенных на территории муниципальных образований. Для увеличения уровня собственных доходных источников и активизации инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях Арктики необходимо разработать и внедрить изменения и дополнения в налоговое законодательство, укрепляющее финансово­ экономическую базу бюджетов муниципальных образований, тем более в арктических регионах, где действуют удорожающие факторы жизнедеятельности, а также существует проблема повышенного износа основных фондов, производственной и социальной инфраструктуры, что подтверждает необходимость расширения перечня собственных доходов бюджета; • в настоящее время значительные усилия органов власти направлены на привлечение дополнительных финансовых ресурсов в развитие территорий за счет улучшения инвестиционного климата и создания благоприятной среды для развития предпринимательства, особенно в городах с монопрофильной структурой экономики, однако данные меры являются недостаточно эффективными. Для активизации инвестиционной деятельности на территории моногородов необходим пересмотр условий в сторону их смягчения и перечня льгот для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в монопрофильных поселениях; • низкие темпы развития предпринимательства и отставание в объемах инвестиционного участия малого бизнеса в экономике арктических городов в сравнении со среднероссийским уровнем связаны со слабой транспортной доступностью, низким уровнем развития социально-производственной инфраструктуры большинства муниципалитетов Арктики и с декомпенсацией дополнительных расходов на установленные законодательством Российской Федерации дополнительные денежные выплаты и гарантии работникам Крайнего Севера. Это требует повышенного внимания со стороны государственных органов власти, так как осуществление масштабных инфраструктурных проектов из-за их высокой капиталоемкости в условиях Арктики и удорожающих факторов возможно только при участии государственных инвестиций и крупного бизнеса. Кроме того, необходимо решение вопроса компенсации малому бизнесу издержек на предоставление льгот, выплат и гарантий работникам Крайнего Севера. Перспективные исследования. В дальнейшем в рамках данного исследования планируется провести сравнительный анализ социально-экономического положения и уровня инвестиционной активности в городах Арктической зоны России с монопрофильной структурой экономики, изучить влияние управленческих воздействий государственных и муниципальных органов власти, направленных на стабилизацию их социально-экономического положения и развитие, для выработки перспективных направлений развития и дополнительных форм и мер поддержки моногородов. Литература 1. Терехин В. И. Проблемы государственного управления развитием административно-территориальных образований: оценка уровня развития и эффективности управления муниципальным образованием // Человек: преступление и наказание. 2011. № 2 (73). С. 88-92. 2. Савченко И. П., Ржевский А. А. Аспекты реализации программно-целевого управления в государственном и муниципальном управлении // Вестник международных научных конференций. 2016. № 1 (17). С. 25-31. 3. Назарова Т. О. Методы и принципы управления инвестиционными процессами органами муниципальной системы управления // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2019. № 1. С. 68-71. 4. Новоселов А. С., Маршалова А. С. Инновационный подход к региональному и муниципальному управлению // Регион: экономика и социология. 2015. № 1 (85). С. 55-78. 5. Емельянова Е. Е. Системные проблемы и направления развития муниципалитетов Российской Арктики // Арктика и Север. 2019. № 35. С. 79-93. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2019.35.79. 6. The Arctic Social Indicators report is published by Nordic Council of Ministers, Copenhagen. 2010. P. 18-22. URL: http://library.arcticportal.org/712/1/Arctic_Social_Indicators_NCoM.pdf/ (дата обращения: 07.11.2019). 7. Population structure in Arctic countries and regions // The Arctic Monitoring and Assessment Programme. URL: https://www.amap.no/documents/doc/population-structure-in-arctic-countries-and-regions/199 (дата обращения: 17.07.2018).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz