Севкер и рынок. 2019, №4.
Стоит отметить, что субсидии, выделяемые малому бизнесу муниципалитетам в АЗРФ, в разы ниже, а фактические затраты на создание и функционирование малых предприятий превосходят в сравнении с южными регионами страны. Однако при определении объемов финансовой помощи из расчета на одно предприятие (табл. 4) затраты государства в Арктической зоне несколько превышают средние значения по стране. Наибольший объем субсидирования приходится на предприятия дальневосточных регионов (Чукотский АО и Республику Саха (Якутия), в связи с действием государственной программы «Дальневосточный гектар», в реализацию которой входит комплекс мер, направленных на поддержку освоения земельных участков, создание и развитие новых форм сельского ~ 30 хозяйства, помощь в строительстве жилья, а также развитие малого предпринимательства30. Таблица 4 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в расчете на одно предприятие, тыс. руб. Регионы АЗРФ 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. В среднем Российской Федерации 10,3 9,6 9,1 8,3 4,0 Полностью отнесенные к АЗРФ Ненецкий автономный округ 0,0 8,8 11,6 10,6 7,1 Мурманская обл. 12,7 14,4 15,9 8,2 4,9 Ямало-Ненецкий автономный округ 15,6 11,0 11,4 14,9 4,7 Чукотский автономный округ 30,1 20,3 49,4 129,9 10,2 Частично отнесенные к АЗРФ Республика Карелия 18,0 8,9 2,1 5,9 3,3 Республика Коми 4,5 8,9 5,4 7,8 5,3 Архангельская обл. 16,5 9,9 10,4 9,5 5,2 Красноярский край 11,9 8,3 6,5 9,0 3,5 Республика Саха (Якутия) 25,2 14,0 15,8 14,4 10,4 Примечание. Рассчитано автором. Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: стат. сб. / Росстат. M., 2013. 124 с.; Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: стат. сб. / Росстат. M., 2017. 78 с.; РегионыРоссии. Социально-экономические показатели. 2018: стат. сб. / Росстат. М., 2018. 1162 с. Выводы По итогам проведенного исследования, которое выявило специфические проблемы функционирования муниципальных образований в Арктической зоне Российской Федерации, оказывающие непосредственное влияние на социально-экономическое положение муниципалитетов и развитие их инвестиционной составляющей, можно сделать основные выводы, а на их основе определить основные направления развития данного макрорегиона: • для арктических городов российской Арктики характерен повышенный миграционный отток населения, низкая плотность и демографические проблемы, характеризующиеся повышенными темпами естественной убыли населения, более низкой продолжительностью жизни и снижением доли трудоспособного населения. Для нивелирования указанных угроз и привлечения человеческих ресурсов, а также для снижения миграционного оттока из Арктической зоны РФ необходимо разработать комплекс мер, направленных на формирование качественной городской среды, развитой транспортной и социальной инфраструктуры, доступности образования и здравоохранения по аналогии с зарубежными арктическими государствами (Канада, Норвегия, Финляндия), включая меры по совершенствованию трудового и пенсионного законодательства, в том числе в области оплаты труда и различного рода преференций для работников АЗРФ; • самостоятельность бюджетов муниципальных образований Арктической зоны для проведения собственной социально-экономической политики по улучшению качества жизни населения крайне низкая, однако уровень собственных доходов и инвестирования в городах с монопрофильной структурой 30 На Дальний Восток / М-во Российской Федерации по развитию Дальнего Востока: офиц. сайт. URL: https://xn--80aaggvgieoeoa2bo7l.xn--p1ai/support-measure (дата обращения: 02.05.2019).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz