Севкер и рынок. 2019, №4.

практике решается за счет государственного участия в создании всей необходимой инфраструктуры и транспортной доступности арктических территорий [8]. Самым успешным в этом направлении является опыт Норвегии, органы власти которой за счет создания инфраструктуры стимулируют различные проекты по диверсификации экономики и развитию арктических территорий [11]. Кроме значительного инвестиционного участия государства в инфраструктурных проектах, в зарубежной практике приарктических государств распространена практика финансовой поддержки и налогового регулирования, направленная на развитие и повышение привлекательности для потенциальных инвесторов, предприятий и населения [9], однако формы и меры поддержки различаются. К примеру, в Канаде, Гренландии и на Аляске региональные власти обладают широкими полномочиями в области налоговой, бюджетной, кредитной политики, позволяющими стимулировать инвестиционную деятельность [12]. В странах Скандинавии — Финляндия, Швеция, Норвегия — субъекты местного самоуправления в регионах Арктики обладают широкими полномочиями в налоговом регулировании, а также пользуются государственной бюджетной поддержкой по средствам субсидирования арктических территорий [9]. С учетом зарубежного опыта решения проблем развития арктических территорий и специфики государственных приоритетов развития Российской Федерации, провозглашенных Правительством РФ на ближайшую и долгосрочную перспективу16, а также основ государственной политики в Арктике17, направленных на модернизацию экономики, повышение качества и уровня жизни населения, целью данного исследования является определение системных проблем социально-экономического развития и инвестиционной деятельности в муниципалитетах, включая моногорода, характерных для российской Арктики, для выработки первостепенных задач в области социальной и экономической политики макрорегиона. В задачи исследования вошли сопоставимый анализ демографических процессов, бюджетной обеспеченности и инвестиционной активности в муниципалитетах Арктики, выявление проблем и текущей ситуации развития малого предпринимательства и государственной поддержки малых предприятий в АЗРФ. Научная новизна исследования заключается в выявлении и обобщении специфических условий функционирования муниципалитетов Арктики и системных проблем социально-экономического и инвестиционного развития территорий и муниципальных образований АЗРФ в соответствии с государственными приоритетами развития зоны Арктики с перспективой применения в дальнейших исследованиях вопросов реализации социальной и экономической политики в арктических муниципалитетах Российской Федерации. Методы исследования. Теоретическая и практическая значимость Методологическую основу исследования составили труды ученых в области муниципального управления, инвестиционной политики, бюджетного права и качества жизни населения. Информационной базой явились законодательные акты, документы социально-экономического развития территорий, интернет-ресурсы, данные Федеральной службы государственной статистики, которые в процессе работы были обработаны, систематизированы и рассчитаны автором. В работе использованы общенаучные методы, приемы анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий. Практическая значимость полученных результатов определяется актуальностью темы исследования: полученные данные могут быть использованы в разработке программ социально-экономического развития территорий государственными и муниципальными органами власти, при выработке первостепенных задач и решений, в нормотворческой деятельности, определяющей перспективы и направления развития Арктической зоны Российской Федерации, а также для дальнейшего научного изучения проблематики по развитию северных и арктических территорий. Результаты исследования К Арктической зоне РФ относятся все муниципалитеты Мурманской обл., Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также некоторые муниципальные образования 16Приказ Президента РоссийскойФедерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Офиц. интернет-портал правовой информации: Государственная система правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201805070038 (дата обращения: 25.09.2019). 17 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года (утв. Президентом Российской Федерации 18.09.2008 Пр-1969).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz