Севкер и рынок. 2019, №4.
Keywords: the Russian Arctic, municipalities, investment policy, social and economic development, single industry towns. Актуальность темы исследования Общие принципы, сложности развития и управления муниципальными образованиями в Российской Федерации [1-4], а также исследования предыдущих периодов социально экономического положения и возможностей реализации инвестиционной политики в муниципальных образованиях [5] выявили ряд проблем и ограничений. В первую очередь это, конечно, недостаточная бюджетная обеспеченность, низкая доля собственных доходных источников и высокая степень дотационности муниципальных бюджетов, что не позволяет муниципальным органам власти быть полноценными участниками инвестиционного процесса, а также ставит их в зависимость от вышестоящих органов власти в реализации стратегических планов развития городов. Анализ инвестиционных возможностей городов исходя из их экономической спецификации показал значительные расхождения в уровне инвестиционной активности в городах с различной производственно-хозяйственной деятельностью и принадлежностью к административным центрам субъектов Российской Федерации. Так, наибольшим инвестиционным потенциалом обладают города, экономическая деятельность которых связана с нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслями, административные центры субъектов Российской Федерации, в которых сосредоточены материально-производственные, трудовые и управленческие ресурсы благодаря близости к государственным органам власти, и муниципалитеты с монопрофильной структурой экономики. Несмотря на то, что моногорода находятся в зоне особого риска ухудшения социально-экономической ситуации, тем не менее градообразующие предприятия оказывают в основном положительное влияние на социально-экономическое и инвестиционное развитие данных муниципалитетов, в том числе в связи 14 с господдержкой в рамках антикризисных мер, предпринимаемых правительством страны14. Изучение международной практики управления городами в приарктических государствах [6-9] позволило установить общие и особенные предпосылки для социально-экономического развития муниципалитетов Арктики, которые оказывают прямое воздействие на развитие инвестиционной сферы и предпринимательства. Это в первую очередь природно-климатические условия и удорожающие факторы производства, труднодоступность и удаленность территорий, преобладание монопрофильного характера экономики, повышенная миграция населения и низкий уровень обеспеченности социальными услугами. Анализ стратегических документов приарктических государств15по развитию арктических территорий показал, что зарубежный опыт управления арктическими территориями направлен на решение первостепенных задач по развитию человеческого капитала, социальной и транспортной инфраструктуры, малого предпринимательства и особой государственной поддержки арктических территорий. В решении проблем развития человеческого капитала наиболее показателен опыт арктических городов Канады, Норвегии и Аляски, где акцент сделан на создании развитой системы профессионального образования и здравоохранения, социальной и транспортной инфраструктуры, благоприятной городской среды, при этом уровень расходов на поддержание социальной инфраструктуры составляют до 40 % общих инвестиций [10, с. 31-36]. Проблема развития малого предпринимательства в зарубежной 14ПриказМинистерстварегиональногоразвитияРоссийскойФедерацииот27.09.2011 г. N°465 «Обутверждении критериев отбора комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов для последующей выработки предложений по реализации инвестиционных проектов моногородов и снижению инфраструктурных ограничений для их реализации в 2012 году» // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2012. № 1. 15«Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ от 20 февраля 2013 г.). URL: http://government.ru/docs/22846/ (дата обращения: 16.07.2018); Национальная Стратегия США по Арктическому региону. 2013. URL: http://www.iecca.ru/ zakonodatelstvo/voprosy-prava/item/146-natsionalnaya-strategiya-ssha-dlya-arktiki-put-k-sotrudnichestvu (дата обращения: 16.07.2018); Canada’s Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future Author: Published under the authority of the Minister of Indian Affairs and NorthernDevelopment and Federal Interlocutor for Metis and Non-Status Indians Date: Ottawa. 2009. URL: http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns-eng.asp (accessed: 16.07.2018); island 2020 — sokn fyrir atvinnulf og samfelag. ^ekking, sjalfbsrni, velferd. Reykjavik: Forsstisraduneytid. 2011. 24 p.; Stefna og adgerdaastlun Visinda-og teknirads 2014-2016. URL: www.forsaetisraduneyti.is/media/vt/2014-5-22-stefna-adgerda-vt.pdf (accessed: 16.07.2018); Svenska nationella polarforskningsprogram—2014 och framat. Vaxjo: SwedishResearch Council and SwedishPolar Research Secretariat. 2014. P. 20; Forskning .nord.to. Revidert strategi for nordomradeforskning 2011-2016. Oslo: Norges forskningsrad, 2011. P. 28; Norsk polarforskning. Forskningsredets policy for 2014-2023. Oslo: Norges forskningsrad, 2013. P. 32; National Strategy for the Arctic region. URL: www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/nat_arctic_strategy.pdf (accessed: 16.07.2018); Danmark, Gronland&Fsroerne: Kongeriget Danmarks Strategi for Arktis 2011-2020. Copenhagen, 2011. P. 58.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz