Севкер и рынок. 2019, №4.

5. Существуют нерешенные проблемы в коммуникационной инфраструктуре. В арктических областях выше 70-75° с. ш. операторы спутниковой связи Inmarsat, Thuraya, GlobalStar практически не работают. Наблюдаются сбои при работе навигационных систем вследствие высокой геомагнитной активности в этих широтах [24]. 6. Из-за низких температур и оледенения создаются угрозы нарушений в работе палубных механизмов [24]. 7. Большая часть арктического побережья вдоль трассы не имеет портов и населенных пунктов. Зарубежные операторы задаются вопросом: кто в случае аварии или непредвиденных обстоятельств придет на помощь [24]? Кроме того, говоря о грузоперевозках по Северному морскому пути, кроме ряда климатических, технических и инфраструктурных рисков, следует отметить сложности в использовании данной трассы для контейнерных перевозок. В настоящее время это одна из основных проблем в развитии Северного морского пути как полноправной транспортной артерии в перспективе. Для максимизации эффективности логистики и снижения расходов, контейнеровозы работают строго по расписанию. Необходимо точное соблюдение графиков погрузки, транспортировки и выгрузки. По этой причине предсказуемость сезонных и суточных климатических изменений, бесперебойная работа различных служб и т. п. является необходимым условием. Нестабильность погодных условий на маршруте могут привести к опозданию судна в пункт назначения, что предполагает оплату неустоек или необходимость ледокольного сопровождения, что повысит стоимость фрахта [25]. Из всего вышеизложенного следует вывод: в ближайшей перспективе возможно использование Северного морского пути для перевозки наливных и навалочных грузов, так как навалочным судам и наливным танкерам, в противоположность контейнеровозам, не требуется точного соблюдения временных рамок и влияние меняющихся условий для них не критично. Реалии и перспективы Понятно, что для увеличения привлекательности Северного морского пути необходимо создание полноценной инфраструктуры. В данном случае речь идет не только о портовой инфраструктуре (строительство и модернизация портов), но и о коммуникационной. Это, конечно, колоссальные средства. В правительстве опасаются, что затраты на нее окажутся значительно больше, чем потенциальные доходы. Поэтому СМП необходим в первую очередь для нефтегазового освоения месторождений Арктики, а международные перевозки на ближайшее время отходят на второй план. В качестве примера по увеличению перевозок по СМП кратко рассмотрим работу порта Сабетта и производство сжиженного природного газа. Осуществление проектов по сооружению порта Сабетта и разработке газовых месторождений на Ямале («Ямал СПГ») вызвали увеличение грузооборота. Наиболее перспективным проектом для установления устойчивой навигации по Северному морскому пути является завод по производству сжиженного газа на Ямале. Запуск первой линии по производству СПГ был произведен в 2017 г. Было произведено 800 тыс. т. На полную мощность завод должен выйти в 2019 г., начнется регулярный вывоз сжиженного газа из порта Сабетта. Рост объемов производства СПГ и газоконденсата, а также прогноз на ближайшие годы9показан на рис. 1 (график построен автором). В планах развития — вывоз с «Ямала СПГ» более 15 млн т сжиженного природного газа ежегодно. Предполагается дальнейшее увеличение грузооборота вследствие выхода «Арктик СПГ», «Печора СПГ» на проектную мощность, а также в связи с дальнейшим освоением нефтегазовых месторождений10. По мнению экспертов, дальнейшее развитие и увеличение грузопотоков СМП находится в прямой зависимости от активности отечественных сырьевых компаний, для которых данная трасса— единственный и наиболее подходящий маршрут для транспортировки ресурсов и продукции [14]. Теоретически предполагается, что в результате дальнейшего функционирования Северного морского пути будет увеличение ежегодной пропускной способности до 50-80 млн т грузов. Это вполне реально, если учесть, во-первых, работы по освоению газовых и нефтяных месторождений в Арктике и на Ямале и, во-вторых, наращивание объемов перевозок военных грузов, что вызвано военно­ политическими целями РФ в освоении Арктики [12]. 9 Проект «Ямал СПГ» // НОВАТЭК: офиц. сайт. URL: http://www.novatek.ru/ru/business/yamal-lng/ (дата обращения: 21.10.19). 10 Объем перевозок по СМП в 2018 г. увеличился в 2 раза // Neftegaz.RU: информ.-аналит. портал. URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/ (дата обращения: 21.10.19).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz