Севкер и рынок. 2019, №4.
5. Территориальный спор между Японией и Россией в отношении Курильских островов, вдоль которых будет пролегать маршрут Северного морского пути от Берингова пролива в Северо-Восточную Азию (табл.). Таким образом, Япония пока считает свое участие в развитии Северного морского пути преждевременным вследствие небезопасной, ненадежной и неустойчивой навигации, но не отрицает потенциальную коммерческую привлекательность [22]. Значительная доля грузов, перевозимых по Северному морскому пути, направляются в Южную Корею. Эта страна закупает в России газовый конденсат и нефть, а экспортирует авиационное и дизельное топливо. В использовании СМП самым перспективным направлением для Южной Кореи являются наливные грузы. Ее морские гавани располагают большими возможностями для их перевалки. Например, порт Ульсан имеет 59 причалов для наливных грузов. Также Южная Корея выразила заинтересованность в перевозках по СМП лома черных металлов и продукции химической промышленности. В настоящее время включение Южной Кореи в арктические транспортные проекты, осуществляются по следующим направлениям: 1. Страна примет участие в создании транспортной инфраструктуры Арктики, что предполагает строительство совместного с Россией порта, а также в модернизации и совместном использованим имеющихся портов, в частности Мурманска. 2. Возможно, страна войдет в состав транспортных операторов в Арктическом регионе. Министерство землепользования, инфраструктуры и транспорта Южной Кореи, Корейский государственный институт морских и рыболовных технологий, с одной стороны, и Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова, Центральный НИИ морского флота, с другой стороны, в 2012 г. заключили соглашение о развитии морских и воздушных маршрутов в Арктике. 3. Планируется формирование своего ледокольного флота или получить статус экспортера судов аналогичного типа на основе развития судостроительной отрасли. Сейчас на верфях Daewoo Shipbuilding Corporation осуществляется заказ на постройку 9 судов ледового класса для проекта «Ямал СПГ». Судоходная компания “TPI Megaline” занимается перевозкой грузов на Ямал, это также подразумевает применение судов ледового класса. Судостроительная компания “Samsung Shipping” уже предоставила России танкер ледокольного 9-го класса и сообщила о своем намерении продолжить строительство ледоколов нового типа или судов ледокольного класса для Арктического региона. Но, несмотря на перспективы, привлекательность Севморпути для южнокорейского бизнеса, по мнению экспертов, остается невысокой [23]. Маловероятно, что в ближайшие годы Южная Корея будет активно его использовать. По-видимому, она останется участником в отдельных проектах по освоению минеральных и энергетических ресурсов Арктики (табл.). Как видно из таблицы, несмотря на практически одинаковые претензии к трассе, дальнейшие свои перспективы в использовании Северного морского пути страны оценивают по-разному, что указывает на сложность взаимодействия различных факторов и трудность в прогнозировании поведения стран-участниц. Кроме того, у любой страны при принятии решения в использовании СМП кроме погодных и различного рода технических условий может присутствовать иная составляющая, например, в зависимости от сложившейся политической ситуации, как это наблюдается в настоящее время между Россией и Японией. Что тормозит увеличение грузовых потоков по СМП? Резюмируя и выделяя наиболее слабые стороны СМП, следует добавить следующее: 1. Проход по СМП связан с непредсказуемыми обстоятельствами как климатического характера, так в сфере его обслуживания. Грузоперевозчики указывают на различного рода задержки, например, ожидание ледокола может занять несколько суток. 2. Высокие лоцманский сбор и страховые риски не способствуют снижению операционных издержек. 3. Транспортировка наливных грузов обходится порядка 20-30 долл. за 1 т, в то время как транзит через Суэцкий канал составляет 5 долл. [1]. 4. На трассе отсутствует единый правовой режим. Существуют лишь общие рекомендации по повышению безопасности и сохранению природы Арктики. По мнению специалистов Международной морской организации (IMO), для прохождения льдов необходима усиленная подготовка судов и его экипажей, что обязательно скажется на операционных издержках.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz