Севкер и рынок. 2019, №4.

расходы; небольшие скорости продвижения; значительные экологические риски; плохо предсказуемая ледовая обстановка; частые отклонения судов от намеченных маршрутов; недостаток квалифицированных и имеющих опыт плавания в арктическом регионе экипажей судов (табл.). Все это уменьшает более активное использование Китаем СМП. Перспективы участия некоторых стран АТР в использовании СМП Преимущества и недостатки Китай Япония Южная Корея Сдерживающие факторы Нестабильность погодных условий и ледовой обстановки. Высокие транзитные тарифы и страховые расходы; Неудовлетворительное состояние российских портов и других объектов инфраструктуры в Арктике. Неудовлетворительное состояние служб метеорологического оповещения Территориальный спор между Японией и Россией по поводу Курильских островов Перспективы Официально сообщено о намерении развивать инициативу «Полярный Шелковый путь» в Арктике. Укрепление торговых отношений с разными странами региона. Участие в освоении природных ресурсов на территориях вдоль транспортного коридора, что предполагает освоение месторождений и развитие инфраструктуры и туризма. Использование СМП при грузовых перевозках Участие в развитии Северного морского пути оценивается как преждевременное из-за имеющихся рисков, хотя потенциально коммерчески привлекательно Предполагается быть участником некоторых проектов при освоении ресурсов Арктики и проведении экологического мониторинга природы Арктики. Готовность на принятие заказов по строительству ледоколов нового типа или судов ледокольного класса Япония также является участником использования Северного морского пути, от которого зависит его развитие. Из стран Азиатско-Тихоокеанского региона именно эта страна является основным потребителем СПГ по причине того, что, во-первых, не имеет достаточных собственных ресурсов природного газа, во-вторых, ее географическое положение не позволяет импортировать природный газ от стран-поставщиков по трубе. Если до 2011 г. рост потребления газа в Японии был небольшим, то в связи с аварией на атомной станции «Фукусима-1» и прекращением работы практически всех АЭС, спрос на газ быстро возрос. Увеличение доли Японии на рынке спотовых контрактов СПГ, получаемого с арктических шельфов, будет содействовать стабильности рынка газа в мире. Между Японией и Россией на саммите G20 в Осаке в июне 2019 г. были подписаны документы об участии Японии в проекте «Арктик СПГ-2». Отмечаются следующие угрозы, которые затрагивают интересы японских компаний: 1. Суда, идущие под иностранным флагом, должны, кроме оплаты услуг ледокольного флота, оплачивать высокие транзитные тарифы, использование которых на данном этапе делает грузовые перевозки через Северный морской путь экономически невыгодными. 2. Нестабильность погодных условий, плохое состояние служб метеооповещения и дефицит информации о передвижении льдов создают большие проблемы при плавании. 3. Недостаток развитой портовой инфраструктуры. 4. Ограничения на прием крупнотоннажных судов в российских гаванях, находящихся к востоку от Мурманска, в случае форс-мажора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz