Севкер и рынок. 2019, №4.
Особенно сложная ситуация сложилась в восточной части СМП, поэтому модернизация и инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры становятся жизненно необходимы [18]. Востребованность СМП для некоторых стран Азиатско-Тихоокеанского региона Естественно, что предусмотреть характер изменения и силу воздействия всех факторов в их взаимной зависимости почти невозможно. Рассмотрим привлекательность и востребованность маршрута для некоторых стран: Китая, Японии, Южной Кореи. Решение этих стран об использовании СМП во многом будет зависеть от внутренних факторов, например, основное — это ледокольное обеспечение, тарифы, транзитные сборы, состояние портовой инфраструктуры, работа служб спасения и оповещения, гидрометеорологическое обеспечение и т. п., т. е. обеспечение безопасности и минимизация рисков. Ожидается, что КНР в перспективе будет самой активной страной в использовании Северного морского пути. В последние годы Китай начал больше и глубже участвовать в деятельности, связанной с СМП. В сентябре 2015 г. между нашими странами было подписано соглашение о совместной реализации проекта «Белкомур». Речь идет о вложении средств в строительство железнодорожных веток до портов Северного морского пути6. С 2016 г. Китай несколько раз через СМП отправлял модули и материалы для проекта «Ямал СПГ» в порт Сабетта. В сентябре 2016 г. было подписано соглашение о строительстве глубоководного порта в Архангельске7. В марте 2017 г. на международном форуме «Арктика — территория диалога» подписано соглашение об инвестировании китайской корпорацией China Poly Group Corp. 300 млн долл. в строительство угольного терминала в мурманском порту Лавна8. На данном форуме стороны также договорились о расширении сотрудничества по освоению СМП. В то же время для Китая данная трасса является не альтернативой, а дополнением к традиционным маршрутам доставки продукции на крупнейшие мировые рынки. Использование СМП позволяет Китаю диверсифицировать свои поставки, повышать их надежность и получать при этом экономический выигрыш за счет сокращения транспортных издержек вследствие уменьшения проходимого расстояния (проход по СМП из Шанхая в Гамбург почти на треть короче по сравнению с морским Шелковым путем). Кроме того, СМП имеет небольшую загруженность, в отличие от морского Шелкового пути, где из-за наличия ограниченных по проходимости мест в Малаккском проливе и Суэцком канале и значительного числа идущих через них судов возникают задержки [19]. Китай активно участвует в освоении природных ресурсов на территориях вдоль транспортного коридора. Речь идет не только об освоении месторождений, но и о развитии инфраструктуры и туризма. Уже вложены инвестиции в строительство инфраструктуры вдоль арктического побережья России, а также в ее нефтегазовые скважины. Китай принимает участие в исследованиях по повышению безопасности плавания, в частности в гидрографической работе, а также в научных исследованиях Арктики. Пекину принадлежит инициатива развития полярного Шелкового пути. Пресс-канцелярией Госсовета КНР была оглашена первая Белая книга об арктической политике страны. В ней говорится, что Китай заинтересован происходящим в Арктике, несмотря на то, что не имеет там территорий, а также отмечено, что он «географически близок» к полярным областям. Предполагается, «полярный Шелковый путь» будет частью программы «Пояс и путь». В рамках форума «Один пояс — один путь» весной 2019 г. были подписаны соглашения о вхождении китайских компаний CNODC и CNOOC в проект «Арктик СПГ-2». CNODC уже ранее приобрела 20 % в другом проекте НОВАТЭКа — «Ямал СПГ». Государственная судоходная компания Китая COSCO с 2013 г. совершила более 30 экспедиций в этот регион [20, 21]. Однако данный маршрут имеет серьезные проблемы, которые представляют риски для Китая в его арктической деятельности. В частности, китайские специалисты отмечают следующие негативные моменты: высокие страховые 6ИА ТАСС. Экономика и бизнес. URL: https://tass.ru/ekonomika/_(дата обращения: 21.10.2019). 7Проект строительства глубоководного порта в Архангельске нашел инвестора // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/2194185.html (дата обращения: 21.10.2019). 8 Китайская корпорация “China Poly Group Corp.” инвестирует в строительство угольного терминала в Мурманске // Международное радио Китая: [русскоязычная версия]. URL: http://russian.cri.cn/3051/2017 /03/31/1s600709.htm (дата обращения: 21.10.2019).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz