Севкер и рынок. 2019, №4.
лоцманов; система страхования грузов и наличие портовой и коммуникационной инфраструктуры, которая включает в себя порты, службы безопасности и спасения, гидрометеорологическое обеспечение, службы оповещения и т. п. К этой группе факторов следует также отнести политику государства, которая проявляется в нормативных и организационных мерах соответствующих органов государственной власти [2]. Ледокольный флот. Для освоения месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне России и увеличения объемов промышленного производства необходимо обеспечить регулярное круглогодичное судоходство по всем трассам СМП. Эксперты уверены, что с увеличением грузопотока по Севморпути и появлением крупных экономических проектов в Арктике, потребность в новых ледоколах будет расти, несмотря на потепление климата [16]. Устойчивое развитие как всей Арктической зоны РФ, так и Северного морского пути невозможно без немедленного обновления атомного и дизельного ледокольного флотов. В настоящее время для бесперебойной работы СМП используется порядка 30 дизель-электрических и 4 атомных ледокола, но флот быстро стареет. В период с 2020 по 2022 гг. три из четырех действующих атомохода подлежат списанию. Что касается дизель-электрических ледоколов, то больше половины из них необходимо будет вывести из эксплуатации уже в 2019 г. [16]. Если в Западном секторе действующие ледоколы сейчас способны обеспечить круглогодичную навигацию, то в Восточном — плавание зимой и весной очень затруднено [17]. Ледокольный флот России в последние годы получил существенное развитие. В настоящее время идет строительство современных дизельных и атомных ледоколов серии двухосадочных атомных ледоколов 22220 «Арктика», «Сибирь» и «Урал» мощностью 60 МВт, которые постепенно сменят прежние. Вышеперечисленные атомные ледоколы предполагается ввести в эксплуатацию с 2019 по 2021 гг. [18]. Обновление дизельного флота часто осуществляется за счет компаний, работающих в Арктической зоне РФ. Например, компания «Норильский никель» имеет собственный транспортный флот ледового класса. Это позволяет ей обеспечивать круглогодичные поставки продукции в Европу своими силами. В настоящее время эта компания обладает флотом из 6 судов усиленного ледового класса ARC7, из них 5 контейнеровозов типа «Норильский никель» и 1 танкер «Енисей». Для увеличения грузопотока по СМП необходимо обеспечение стабильно действующей морской трассы, которая может эксплуатироваться круглый год. Для этого в первую очередь необходимо значительное количество ледоколов, построенных по новым технологиям. Чтобы обеспечить регулярную навигацию по трассам Северного морского пути, строятся и проектируются инновационные ледоколы с повышенными проходимостью во льдах и скоростью движения. К ним относится, прежде всего, атомный ледокол «Лидер» проекта 10510, он сможет обеспечить проводку через льды крупнотоннажных сухогрузов и танкеров, которые сейчас не в состоянии воспользоваться Северным морским путем. АЛ «Лидер» сможет преодолевать лед толщиной до 4-5 м (существующие ледоколы ограничены проходимостью 2-2,7 м), прокладывая канал шириной более 50 м и имея при этом повышенную зимнюю скорость. Новый атомный ледокол позволит обеспечить круглогодичный проход танкеров класса «Афрамакс» с нефтью или газовым конденсатом на борту. Сверхкрупные размеры этих грузовых судов сделают возможным понижение себестоимости транзита по Северному морскому пути. Система ледокольной проводки, применяемая Россией вдоль Северного морского пути, делает возможным: 1) повысить безопасность прохождения судов через льды; 2) сократить риски одиночного плавания в высоких широтах; 3) значительно увеличить использование маршрута, как по временным, так и по географическим параметрам. В настоящее время одним из факторов, сдерживающим реализацию планов по увеличению грузооборота, является недостаточность портовых мощностей и старение инфраструктуры, в частности, следует отметить: • недостаточность портов с крупными контейнерными терминалами, которые могли бы стать логистическими центрами и повысить привлекательность трассы, увеличивая этим его конкурентоспособность; • недостаточность глубоководных морских портов, способных принимать суда высокой грузоподъемности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz