Севкер и рынок. 2019, №4.

Менее оптимистичный английский журнал “The Economist” в статье «Что такое Северный морской путь?» отмечает, что СМП, возможно, никогда не станет конкурентом Суэцкому каналу, но будет играть важную роль, во-первых, для перевозки нефти и сжиженного газа, во-вторых, в случае роста мировой нестабильности. «Больше пиратства в районе Африканского Рога, больше заторов в Малаккском проливе, больше террористических нападений в Суэцком канале — что делает контроль над Северным морским путем стратегически важным»5. Внешние факторы, влияющие на объем грузопотока Северного морского пути Функционирование СМП и развитие его грузопотоков находятся в зависимости от большого числа различных факторов, среди которых можно выделить внешние и внутренние. К внешним факторам относятся в первую очередь природно-климатические условия, например, параметры ледяного покрова, направление и скорость движения льдов, сила ветра, наличие ветровых волн и ледовых штормов, присутствие айсбергов, температурный режим. Поскольку по трассе СМП в основном перевозится нефть и сжиженный природный газ (СПГ), а их добыча и производство в российской Арктике главным образом направлено на экспорт, то к этой же группе факторов следует причислить положение мировых энергетических рынков. Кроме того, некоторое воздействие могут оказывать разнообразные геополитические и геоэкономические явления, например, сирийский или украинский кризисы, политика тарифов и цен компаний-конкурентов [2, 11]. В настоящее время многие развитые страны проводят политику энергосбережения, вследствие чего их общее потребление ресурсов растет очень незначительно [12]. Развивающиеся же страны, стремясь улучшить экономическую ситуацию и повысить уровень жизни населения, увеличивают энергопотребление. Быстро развивающиеся технологии по возобновляемым и альтернативным источникам энергии вряд ли изменят структуру топливного баланса в ближайшее время, поэтому по-прежнему будут преобладать ископаемые энергоносители. По прогнозам специалистов, к 2030 г. мировой спрос на энергию увеличится на 35-38 %, по сравнению с 2011 г., что произойдет за счет как развивающихся стран, так и вследствие роста экономики отдельных стран, например Китая, их зависимость от импорта энергоносителей будет расти. Это окажет значительное влияние на состояние торговых балансов [13]. Климат. Вследствие климатических изменений ко второй половине XXI в. судоходство по Северному морскому пути может существенно измениться. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды изучила динамику потепления российской части Арктики, по ее оценкам, они в два раза выше среднемировых. Уже к 2025 г. ожидается рост средних по длительности навигации значений — до четырех месяцев, к 2050-м гг. — до пяти, а к 2100 г. — до полугода [1, 14, 15]. По мнению экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства, высокая стоимость ледокольной проводки и не совсем понятный механизм ее формирования является одним из недостатков Северного морского пути. При сохранении тенденции сокращения площади и толщины ледяного покрова будут снижаться издержки на эксплуатацию Севморпути, в части ледокольной проводки. В совокупности эти обстоятельства будут способствовать росту привлекательности и увеличению востребованности данного маршрута и, как следствие, увеличению грузооборота. Вместе с тем изменение климата — процесс неоднозначный. К положительным моментам следует отнести то, что по мере потепления площадь ледяного покрова в Арктике будет уменьшаться и становиться тоньше, что увеличит навигационный период. Кроме того, сокращение ледяного покрова будет способствовать развитию добычи нефти и газа на шельфе. Но изменение климатических условий в Арктике может сделать навигацию еще менее предсказуемой, чем она есть сейчас. При этом не исключено возникновение новых угроз: рост ветровых волн и ледовых штормов; разрушение берегов и соответственно портовой инфраструктуры, расположенной на вечной мерзлоте. Ученые не исключают возможности полного очищения Северного Ледовитого океана уже во второй половине XXI в. к концу летнего сезона. Но, по их мнению, вследствие разрушения ледников увеличивается вероятность появления айсбергов [15]. Внутренние факторы К внутренним факторам, относятся: наличие ледокольного флота; способность обеспечить при необходимости ледокольное сопровождение, его тарифы; возможность предоставления услуг 5 Что такое Северный морской путь? // Россия сегодня. ИНОСМИ.РУ URL: https://inosmi.ru/economist_com/ (дата обращения: 21.10.2019).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz