Севкер и рынок. 2019, №4.

Введение Трасса Северного морского пути для Российской Федерации является уникальным транспортным маршрутом. Его значение обусловлено как хозяйственными потребностями, так и необходимостью промышленного освоения Арктики. Он играет большую роль в развитии ряда северных регионов и является важнейшим фактором обеспечения национальной и экономической безопасности страны [1]. Поэтому для России функционирование Северного морского пути является одной из самых актуальных задач как в арктической проблематике научных исследований, так и в практической деятельности РФ и бизнеса, имеющего отношение к использованию этой трассы. При написании данной работы использовался метод экспертных оценок. Сущность метода экспертной оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития объекта, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом и т. д.). Основа применения этого метода — возможность и умение экспертов с достаточной степенью достоверности оценить важность и значение исследуемой проблемы, перспективность развития определенного направления исследований, целесообразности выбора одного из альтернативных путей развития объекта прогноза и т. д. Оценки экспертов были выделены в ходе изучения и анализа литературы. Подобные исследования уже проводились ранее. Например, в работах Н. И. Комкова, В. С. Селина, В. А. Цукермана, Е. С. Горячевской [2], а также К. В. Павлова, В. С. Селина [3]. В работе С. С. Гутман, Е. А. Конникова, Р. А. Кузнецова «Развитие Северного морского пути как элемента системы международных транспортных коридоров» целью исследования было выявление зависимости объема грузоперевозок через Северный морской путь от комплекса факторов внешней среды [4]. В результате построения эконометрической модели авторами было определено, что на объем грузоперевозок через СМП наибольшее влияние оказывают следующие факторы: средний тариф на услуги ледокольного флота; количество российских ледоколов в эксплуатации; минимальная площадь ледяного покрова в Арктике; среднегодовая цена на нефть марки Brent. Новизна данного исследования — показать сложность прогнозирования поведения стран- участниц в использовании СМП. Решение страны использовать данную трассу находится в зависимости от многих условий: метеорологических; ледовой обстановки; ледокольного обеспечения, состояния портовой инфраструктуры, работы служб спасения и оповещения, гидрометеорологического обеспечения и т. п. Мнение зарубежных аналитиков Для России Северный морской путь — это возможность развития связей со странами Атлантического и Тихого океана, но прежде всего этот маршрут необходим для перевозки углеводородного сырья из арктических регионов страны. Некоторые оптимистично настроенные зарубежные эксперты полагают, что Северный морской путь как международный транспортный маршрут в долгосрочной перспективе сможет конкурировать с традиционными морскими трассами по стоимости грузовых перевозок и по безопасности плавания в этих широтах. Ввиду того что продвижение по СМП, по сравнению с широко используемым южным маршрутом, дает выигрыш в расстоянии порядка 30 %, это позволяет российским и иностранным перевозчикам существенно уменьшить транспортные издержки и получить отдельные экономические выгоды благодаря сокращению времени в пути [5-8]. А увеличение среднегодовых температур в Арктике и, соответственно, уменьшение ледового покрова приведет к тому, что по Северному морскому пути можно будет пройти практически в любое время года. Некоторые аналитики полагают, что в результате глобального потепления самый короткий по расстоянию маршрут между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой станет экономически выгодным [9, 10]. Американская газета “The Washinton Post” в сентябре 2018 г. писала, что Северный морской путь может стать аналогом Суэцкого канала в Египте. Несмотря на то, что Севморпуть значительно уступает по объему грузоперевозок, сокращение ледяного покрова может поменять эту ситуацию, в результате чего российская трасса станет важнейшей при транзите из Азии в Европу. НАСА зафиксировало в Арктике таяние льдов на 13,4 % за последние десять лет. Кроме того, СМП, в сравнении с Суэцким каналом, свободен от очередей и пиратов, создающих опасность судам в Аденском заливе, отмечает издание4. 4 Когда Севморпуть сможет заменить Суэцкий канал // Рамблер. Финансы: сайт. URL: https://finance.rambler.ru/ markets/readmore (дата обращения: 15.05.2019).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz