Севкер и рынок. 2019, №4.

22. Voroshilov N. V. Tipologija sel'skih territorij Severa (na primere Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga) [Typology of rural territories of the North (on the example of the North-West Federal District)]. Sever i rynok: formirovanie jekonomicheskogoporjadka [North and Market: Formation ofthe Economic Order], 2016, No. 2 (49), pp. 12-20. (In Russ.). 24. Voroshilov N. V. Tipologija, problemy i perspektivy razvitija sel'skih territorij [Typology, problems and prospects of rural development]. Problemy razvitija territorii [Problems of Territory’s Development], 2018, No. 4 (96), pp. 42-58. DOI: 10.15838/ptd.2018.4.96.3. (In Russ.). DOI: 10.25702/KSC.2220-802X-4-2019-66-4-17-28 УДК 338. 24(985) ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ГРУЗООБОРОТ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ3 А. Б. Николаева кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина КНЦ РАН, г. Апатиты, Россия Аннотация. Арктика, вследствие наличия богатых запасов природных ресурсов, в настоящее время привлекает к себе внимание многих стран мира. Кроме того, этот регион обладает уникальным транспортным и логистическим потенциалом, имеющим возможность в перспективе связать наиболее крупные рынки Азии, Европы и Северной Америки морскими транспортными коридорами. Климатические изменения и, как следствие, таяние льдов открывает новые возможности для навигации. Северный морской путь имеет значительный потенциал для осуществления экономической деятельности в Арктике. Запасы энергоносителей, минеральных ресурсов и наличие российского ледокольного флота сделало ориентированное на транспортировку ресурсов судоходство экономически эффективной формой морской деятельности на данном маршруте. К таким ресурсам относятся в первую очередь нефть и газ, а также фосфаты, никель, медь. Целью исследования является анализ внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на грузооборот Северного морского пути (СМП). В результате был сделан вывод о том, что в ближайшее время основу грузопотока по СМП составит углеводородное сырье с газовых и нефтяных месторождений Арктики. Определяющим фактором в данном случае будет динамика освоения месторождений арктического шельфа. Фактором дальнейшего роста грузовых потоков будет являться тенденция увеличения спроса на арктические ресурсы на Азиатско-Тихоокеанском рынке. Международные перевозки пока отходят на второй план. Ключевые слова: Арктический регион, Северный морской путь, внешние факторы, внутренние факторы, грузооборот СМП. FACTORS AFFECTING CARGO TURNOVER ALONG THE NORTHERN SEA ROUTE A. B. Nikolaeva PhD (Econ.), Associate Professor G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of the RAS, Apatity, Russia Abstract. The Arctic, due to the presence of rich reserves of natural resources, is currently attracting attentionofmany countries oftheworld. Inaddition, this regionhas a unique transport and logisticspotential, withthe ability to connectthe largest markets ofAsia, Europe andNorthAmericawith sea transport corridors in the future. Climatic changes and, as a result, melting ice opens up newpossibilities for navigation. The Northern Sea Route has significant potential for economic activities in the Arctic. Energy reserves, mineral resources and the presence of the Russian icebreaking fleet have made shipping-oriented navigationan economically efficient form of maritime activities along the Route. Such resources include, first of all, oil and gas, as well as phosphates, nickel, copper. The aim of the study is to analyze external and internal factors that may affect the cargo turnover along the Northern Sea Route. As a result, it was concluded that in the near future the bulk of the cargo flow along the NSRwill be hydrocarbon rawmaterials fromgas and oil fields ofthe Arctic. The determining factor in this case will be the dynamics of development of Arctic shelf fields. The factor of the further growth of freight flows will be the trend of increasing demand for Arctic resources at the Asia-Pacific market. International traffic is so far fading into the background. Keywords: the Arctic region, the Northern Sea Route, external factors, internal factors, cargo turnover along the Northern Sea Route. 3 Работа выполнена в рамках темы№ 0226-2018-0004 ИЭП «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера и Арктической зоны Российской Федерации» по госзаданию ФИЦ КНЦ РАН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz