Севкер и рынок. 2019, №4.

2019 г. начался переход на новые показатели оценки экологической деятельности промышленных компаний. В частности, это постепенная отмена временно согласованных выбросов (ВСВ) и сбросов (ВСС) загрязняющих веществ в окружающую среду. Это значит, что разрешения на ВСВ и ВСС (по сути, такие разрешения — это легитимное загрязнение окружающей среды) выдаваться не будут, а ранее выданные будут действовать до получения комплексного экологического разрешения (ВСВ и ВСС запланированные в таком документе будут действовать только на период программы повышения экологической эффективности предприятия) [16]. С 1 января 2019 г. по 31 декабря 2022 г. все юридические лица, входящие в перечень объектов I категории, должны обратиться в Росприроднадзор за получением комплексного экологического разрешения для модернизации производства на принципах наилучших доступных технологий (НДТ). До 2025 г. комплексное экологическое разрешение должны 69 все крупные предприятия страны69. Реализация вышеперечисленных законодательных мер позволит значительно минимизировать экологический ущерб в арктическом макрорегионе. Предприятия, в свою очередь, смогут повысить не только экологическую, но и экономическую эффективность (за счет сокращения расходов на ресурсы, энергию, страхование, финансовую ответственность из-за несоблюдения природоохранных норм), а также улучшить отношения с местным населением, повысить удовлетворенность потребителей и инвесторов. Продолжение данного исследования позволит оценить экологический эффект в работе АО «Кольская ГМК» от вышеперечисленных законодательных нововведений. Во многом эффективность экологической деятельности недропользователей зависит от внедрения оптимальных высокоэффективных инновационных технологий, разработка которых подразумевает объединение ресурсов бизнеса и науки, а в отдельных случаях государственную поддержку. Такое объединение усилий позволяет решать, как текущие экологические задачи бизнеса с оптимизацией экономических затрат, так и находить пути сокращения, накопленного десятилетиями экологического ущерба. Успешные примеры такого сотрудничества в условиях Арктики уже существуют [17], однако для расширения возможностей сотрудничества необходимо формировать устойчивые связи и инструментарий взаимодействия. Мурманская обл. в этом плане имеет и опыт, и оптимальные условия, поскольку Кольский научный центр Российской академии наук (с 2017 г. — Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук» (ФИЦ КНЦ РАН)), расположенный в регионе, не одно десятилетие является уникальной площадкой для междисциплинарных исследований и единственным комплексным учреждением науки, полностью расположенным в арктической зоне РФ. Важно отметить, что благодаря многолетнему сотрудничеству с горнопромышленными предприятиями региона ученые Кольского научного центра уже внесли огромный научный вклад в согласование технологических и экологических векторов развития Кольского горнопромышленного комплекса [18-20]. Литература 1. Environmental Impact Assessment in the Arctic. A guide to the best practice / T. Koivurova ^ t al.] Edward Elgar Publishing, Inc., 2016. 311 p. 2. Remote monitoring of mining situation and disturbed land ecology at the Teisk and Abagas iron ore deposits / I. V. Zenkov ^ t al.] // Eurasian Mining. 2018. № . 1. P. 41-44. DOI: 10.17580/em.2018.01.09 3. Turgunova K. K., Sultamurat G. I., Boranbaeva B. M. Kazakhstan republic legislation law as a way to reduce negative impact on environment // CIS Iron and Steel Review. 2016. Vol. 11. P. 9-15. DOI: 10.17580/cisisr.2016.01.02. 4. Prospects of safety control in combination of mining and metallurgy industries / A. E. Filin ^ t al.] // Eurasian Mining. 2018. № . 1. P. 31-34. DOI: 10.17580/em.2018.01.07. 5. Харитонова Г. Н. Проблемы особого эколого-правового статуса горнопромышленного комплекса в зоне Арктики // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2015. Т. 1, № 44. С. 157-168. 6 . Methodical Approaches for Feasibility Study of Potential Development of Arctic Mineral Deposits / N. Melnikov [et al.] // International Multidisciplinary Scientific GeoConference SGEM. 2017. Vol. 17, No. 13. P. 549-554. 7. Харитонова Г. Н., Иванова Л. В. Государственная поддержка горнопромышленных моногородов: новые подходы и инструменты // Записки горного института. 2014. Т. 208. С. 87-92. 69 Минприроды России утвержден перечень из 300 объектов I категории, оказывающих наиболее негативное воздействие на окружающую среду // Торгово-промышленная палата Российской Федерации. URL: https://tpprf.ru/m/interaction/committee/komust/news/260146/ (дата обращения: 05.09.2019).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz