Севкер и рынок. 2019, №4.
явного отражения в мероприятиях программы. Также нет ясности, за счет каких мероприятий будет обеспечено «сокращение среднего радиуса доступности сельскому населению фельдшерско-акушерских пунктов до 6 километров» и «доведение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 80 процентов» (не понятно и, что подразумевается под данным уровнем— доля населения, обеспеченного питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам?). Следует отметить, что о мероприятиях по обустройству инженерной инфраструктурой и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку говорится сразу в двух ведомственных проектах госпрограммы («Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений», «Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях»), что может вызвать рассогласованность реализации одной задачи в рамках разных проектов разными ответственными исполнителями. 4. Обеспечить уровень занятости трудоспособного сельского населения (в том числе прошедшего дополнительное обучение/переобучение) до 80 %, а также снизить уровень безработицы сельского населения трудоспособного возраста до 5,7 % к 2025 г. только лишь за счет компенсаций соответствующим предприятиям затрат по ученическим договорам и затрат на организацию практик (стажировок) работников, на наш взгляд, вряд ли удастся. Одним из решений проблем занятости сельского населения могли бы быть также компенсация части затрат предприятиям на создание высокопроизводительных рабочих мест в сельской местности, осуществление выплат не только гражданам, переезжающим на постоянное место жительства и устраивающихся на работу врачами или работниками АПК, но и другим категориям работников, определенным решениями органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с конкретной потребностью в тех или иных работниках в сельских территориях региона. Выводы Среди положительных сторон государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» можно отметить следующие. Впервые в современной России принята именно отдельная госпрограмма по комплексному развитию сельских территорий, а не как часть госпрограммы (подпрограмма) по развитию сельского хозяйства. Программа носит также межведомственный характер, то есть направлена на согласование действий различных органов власти по развитию сельских территорий. Предусматривается развитие всех сельских территорий России (в том числе межселенных территорий и сельских населенных пунктов, рабочих поселков, входящих в состав городских округов и городских поселений) независимо от их экономической специализации. Финансирование мероприятий госпрограммы будет обеспечиваться преимущественно за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, а не бюджетов субъектов РФ. Программой предполагается охватить широкий спектр вопросов развития сельских территорий: от создания условия для сохранения жителей на селе и привлечения в сельскую местность жителей их других территорий, улучшения жилищных условий и развития инфраструктуры на селе до активизации участия граждан в реализации инициативных проектов, направленных на решение приоритетных задач развития сельских территорий и др. Вместе с тем имеющиеся недостатки программы требуют дальнейшей проработки отдельных механизмов и мероприятий, направленных на решение ключевых проблем развития сельских территорий России и обеспечение комплексного и устойчивого их развития. Важными научными и практическими задачами являются: обоснование типологии сельских территорий России (варианты возможной типологии сельских территорий на примере СЗФО представлены в публикациях автора данной статьи [22, 23]) для целей реализации государственной политики регионального развития и внутрирегиональной политики и определение приоритетов и инструментов государственной политики для разных типов территорий; разработка рекомендаций по созданию благоприятных организационных, институциональных, финансово-экономических и отраслевых условий для развития сельских территорий. Таким образом, результаты проведенного исследования вносят определенный вклад в развитие как теоретической (с точки зрения обоснования роли программно-целевого метода в управлении сельскими территориями), так и прикладной науки (с точки зрения выявления и обобщения недостатков утвержденной госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», что позволит разработать конкретные рекомендации по возможной ее корректировке в дальнейшем).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz