Севкер и рынок. 2019, №4.
• поселения с высоким уровнем безработицы, низкими доходами населения, низкой бюджетообеспеченностью будут проигрывать конкурсы по реализации проектов и не получать необходимого для них финансирования, следовательно, ускорится их деградация; • деятельность монополистов, диктующих крестьянам тарифы на перевозки, топливо, удобрения и проч., что зачастую ограничивает возможности развития предприятий и муниципалитетов в целом; • возможная рассогласованность целей, задач, мероприятий данной госпрограммы с целями, задачами, приоритетами, мероприятиями других национальных проектов и государственных программ; • отсутствие надежных механизмов решения таких актуальных проблем, как снижение расслоения общества, повышение занятости и доходов населения, развитие диверсификации сельской экономики, переход на модель комплексной поддержки сельхозтоваропроизводителей, включая обеспечение доступности ресурсов, инновационную и маркетинговую поддержку, защиту прав собственности и т. д. [21]; • программой не предусмотрены меры, направленные на постановку человека во главу угла политики сельского развития [21]; сложность привлечения квалифицированных специалистов для работы в сельской местности даже при наличии соответствующих мер поддержки; • риск отсутствия реальной комплексности в развитии территорий в связи с тем, что в программе не уделено внимание строительству газовых и водопроводных сетей до объектов производства и переработки сельхозпродукции, расположенных за границами населенного пункта, обеспечению оборудованием по обезжелезиванию воды, сетей водоотведения; • возможный неучет специфики (отраслевой специализации, особенностей организации местного самоуправления и др.) развития сельских территорий в разных субъектах РФ и внутри каждого субъекта РФ; система местного самоуправления на селе функционирует с низкой отдачей [21], что приводит к постоянному накоплению проблем муниципалитетов; недостаточная роль органов местного самоуправления в реализации данной госпрограммы, ограниченность полномочий у них по решению вопросов и проблем развития территорий; риск отсутствия или недостатка денежных средств в местных бюджетах на разработку проектно-сметной документации для реализации соответствующих проектов; слабые возможности органов власти в регулировании миграционных процессов, что приведет к дальнейшему сохранению значительного миграционного оттока из сельской местности; • не до конца проработаны механизмы, инструменты инициативного бюджетирования, применение которого предусматривается программой; низкий уровень доходов сельского населения может не обеспечить участие населения в финансировании реализации проектов. К числу основных недостатков, упущений государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» можно отнести следующие моменты: 1. Мероприятия государственной программы позволят решить далеко не все ключевые проблемы развития сельских территорий России. В частности, не уделено должного внимания необходимости диверсификации экономики села и создания новых рабочих мест, снижения значительного миграционного оттока из сельских территорий, более масштабному развитию централизованного водоснабжения и канализации в сельской местности, привлечению и закреплению квалифицированных кадров на селе и др. Кроме того, целевые показатели и объемы финансового обеспечения представлены лишь в разрезе приоритетных геостратегических территорий (в соответствии с перечнем данных территорий, представленным в Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года), а не всех субъектов РФ, что не позволяет оценить, насколько учтены территориальные особенности и приоритеты различных сельских территорий страны. 2. Из текста программы не совсем понятно, за счет каких внебюджетных источников (1052,9 млрд руб.) будет обеспечиваться реализация мероприятий госпрограммы: либо это средства населения на софинансирование строительства (покупки жилых домов), либо это средства государственных корпораций (фондов), либо средства бизнеса в рамках реализации проектов государственно-частного партнерства. 3. Не раскрыто содержание ряда направлений, мероприятий программы, в частности, не понятно, что понимается под «механизмом обеспечения комплексного развития сельских территорий». Цель программы по «активизации участия граждан в реализации инициативных проектов, направленных на решение приоритетных задач развития сельских территорий, формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни», не нашла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz