Севкер и рынок. 2019, №4.

3) повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 % в 2025 г. (в 2017 базовом году — 32,6 %). Динамика ключевых целевых показателей программы в предшествующие годы представлена в таблицах 5-7. Так, за 18 лет доля сельского населения в целом по стране существенно не изменилась (снижение составило 1,3 п.п.; табл. 5). Наибольшее снижение доли сельского населения за данный период отмечалось в Ненецком автономном округе (на 10,8 п.п.) и Республике Карелия (на 6,2 п.п.); в Мурманской обл. значение данного показателя осталось на прежнем уровне. Таблица 5 Доля сельского населения в общей численности населения субъектов Российской Федерации, % Территория 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2000 г., +/-п.п. Российская Федерация 26,8 26,8 26,3 25,9 25,8 25,6 25,5 -1,3 Республика Карелия 25,6 23,9 22,1 20,2 20,0 19,7 19,4 -6,2 Республика Коми 24,6 24,3 23,2 22,2 22,1 21,9 21,8 -2,8 Ненецкий автономный округ (НАО) 37,8 35,0 32,5 27,9 27,6 27,4 27,0 -10,8 Архангельская обл. (без НАО) 24,8 25,2 24,3 22,6 22,2 21,9 21,6 -3,1 Вологодская обл. 31,3 31,5 29,6 28,1 27,9 27,7 27,5 -3,7 Мурманская обл. 7,8 7,8 7,2 7,5 7,5 7,6 7,7 0,0 По итогам 2018 г. располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности составили в среднем по стране лишь 65 % от уровня в городских населенных пунктах (табл. 6). Во всех регионах ЕСР значение данного показателя было выше среднероссийского: набольшее в 2018 г. отмечалось в Архангельской и Мурманской областях (91-93 %), наименьшее — в Республике Коми (77 %). Таблица 6 Соотношение располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской и городской местности, % Территория 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2014 г., + /- п.п Российская Федерация 62,3 65,3 63,5 67,3 64,9 +2,6 Республика Карелия 69,5 76,7 92,0 92,5 87,3 +17,8 Республика Коми 83,1 88,3 88,0 76,3 76,9 -6,2 Ненецкий автономный округ (НАО) 89,9 81,9 82,3 88,5 90,3 +0,4 Архангельская обл. (без НАО) 81,8 74,8 94,4 83,9 92,8 +11,0 Вологодская обл. 66,6 67,2 86,3 84,0 80,4 +13,8 Мурманская обл. 106,3 92,4 84,7 90,2 91,1 -15,2 Ключевой проблемой развития большинства сельских территорий России является крайне низкий уровень благоустройства населенных пунктов основными коммунальными благами. Так, в 2018 г. лишь 34 % сельского жилищного фонда было обустроено всеми видами благоустройства (табл. 7). Достаточно высокое значение данного показателя (80 %) отмечалось в 2018 г. в Мурманской обл.; самые низкие значения — в Республике Карелия и Ненецком автономном округе (менее 5 %). Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» включает в себя пять направлений (подпрограмм), в рамках которых будет реализовываться три ведомственных целевых программы (ВЦП) и пять ведомственных проектов (ВП). Основные цели и мероприятия каждого ведомственного проекта и программы, а также объемы финансового обеспечения представлены в табл. 8. В постановлении об утверждении госпрограммы также представлены различные правила, методики и положения, обеспечивающие ее реализацию: правила предоставления и распределения субсидий, предоставления социальных выплат, методики детализации мероприятий по развитию инфраструктуры на сельских территориях и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz