Север и рынок. 2019, № 1.
с начала XX в. Но ни один из предложенных проектов до революции так и не был принят, однако сама концепция успела получить название Великого Северного железнодорожного пути . Самый амбициозный из вариантов предполагал маршрут от Мурманска до Татарского пролива, то есть практически до Владивостока. Вернулись к идее железнодорожного пути от Мурманска до Дальнего Востока уже в конце 1920-х гг., когда стало очевидно, что со временем промышленное значение северных районов будет лишь расти. Однако тогда строительство не состоялось: имевшиеся ресурсы предпочли бросить на развитие Севморпути. К строительству железной дороги в Заполярье все-таки вернулись, правда, речь шла о значительно более ограниченном участке — от Чума через Надым и Новый Уренгой до расположенной на Енисее Игарки. Тем не менее, общая протяженность магистрали должна была составить больше 700 км (столько же составляет и протяженность Северного широтного хода , который фактически повторит ее маршрут) в условиях тундры и вечной мерзлоты. А весной 1953 г. умер Иосиф Сталин — главный идеолог стройки, — и вскоре работы решено было законсервировать. Большинство специалистов, вместе с техникой перебросили на другие северные стройки. Часть построенных путей продолжили использовать, однако большинство объектов приходило в запустение. На встрече губернаторов северных территорий с президентом России В. В. Путиным стали подниматься вопросы возврата к строительству северной железной дороги. Экономики в этих проектах нет, но есть заинтересованность получить круглогодичную связь со своими территориями и резко уменьшить северный завоз, от которого так все зависимы. Российские железные дороги, по сравнению с морскими маршрутами, обладают высокой конкурентоспособностью, по ним перевозят миллионы тонн грузов внутри страны и за ее пределы (табл.), но им приходится конкурировать с судами-контейнеровозами высокой вместимости до 12 тыс. контейнеров и более на маршрутах морских перевозок на трассах торговли Европа — Азия. Достоинство перевозок по железным дорогам — скорость доставки, недостаток — высокие цены. Достоинство контейнерных перевозок — низкие цены, недостаток — скорость доставки. Доставка по железной дороге в Европу составляет от 14 дней, морским путем через Суэцкий канал более 30 сут. При запуске грузооборота по Северному морскому пути срок доставки можно сократить до 18-22 сут [2, 6]. Основные перевезенные грузы за январь-сентябрь 2017 и 2018 гг. Параметр 2018 г. 2017 г. Темп прироста, % Погрузка, млн т 1262,26 1187,31 +2,7 Каменный уголь 366,33 342,96 +5,1 Нефть и нефтепродукты 235,9 233,2 +0,4 Руда железная марганцевая 114,5 108,4 +5,0 Черные металлы 81,8 74,5 +9,9 Удобрения и цемент 84,2 81,5 +4,0 Лесные грузы 45,74 42,4 +4,0 Зерно 26,4 19,61 +36,9 Строительные грузы 126,67 138,897 -6,1 Общий грузооборот, млрд тарифных т-км 3253,6 3134 +4,2 Транспорт для северных регионов Арктики Актуальность приобретает проблема транспортного обеспечения северных регионов России, возрастает роль Северного морского пути — короткого и дешевого пути между Азиатско Тихоокеанским и Европейским регионами, имеющего огромное значение для коммерческой деятельности, в которой заинтересована Россия, что позволит укрепить национальную и экономическую безопасность страны [7]. Северный морской путь — действующая морская магистраль, которая обязана обеспечивать работу по проводке судов арктическими маршрутами. Задача, стоящая перед всеми заинтересованными структурами, в первую очередь перед созданным агентством при Министерстве развития Дальнего Востока и Забайкалья, — создать такой флот для проводки судов всех типов, объединить всех участников для достижения действующей международной транзитной магистрали 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz