Север и рынок. 2019, № 1.
удовлетворить внутренний спрос на природный газ и начать осуществлять поставки на рынки Европы, Южной Америки и Азии. Терминалы, которые предназначались для приема сжиженного природного газа, стали активно переоснащать для осуществления экспорта, и только на эти цели было уже потрачено более 62 млрд долл. Отличительной особенностью производства СПГ в США является то, что газ для сжижения поступает непосредственно из газотранспортной системы, которая интегрирована с газотранспортными системами Мексики и Канады [4, 5, 13]. С одной стороны, это преимущество, поскольку СПГ-заводы для сжижения получают газ по той же цене, по которой он продается внутри страны, но, с другой стороны, себестоимость сланцевого газа значительно выше себестоимости обычного, а если добавить расходы на доставку и сжижение, то получается значительная разница. Также к отрицательным моментам необходимо отнести тот факт, что увеличение экспорта американского газа снижает мировые цены на СПГ, при этом внутри страны рост спроса на газ для сжижения провоцирует и рост цен на него. Тем не менее, при благоприятной конъюнктуре цен на СПГ тот факт, что газ для сжижения поступает из газотранспортной системы, дает большие возможности для наращивания объемов экспорта. Кроме того, американские экспортеры отказались от условия destination clauses, по которому покупатели не имеют права перепродавать купленный ими газ на других рынках [4, 5, 14]. Обозначенные факторы значительно затрудняют реальную оценку конкурентоспособности СПГ, производимого в США. По состоянию на начало 2019 г., в США реально работают или находятся на стадии завершения строительства, следующие заводы: Elba Island LNG, Cameron LNG, Corpus Christi LNG, Cove Point LNG, Sabine Pass LNG, Freeport LNG. Общая мощность перечисленных заводов составляет 66 млн т СПГ в год [4, 5, 15-17]. Кроме того, на стадии высокой степени проработки находятся еще некоторые проекты. В частности, планируется увеличение мощностей некоторых из перечисленных заводов — Cameron LNG, Corpus Christi LNG, Sabine Pass LNG, Freeport LNG, а также строительство новых — Golden Pass, Lake Charles, Magnolia LNG, Calcasieu Pass LNG, Driftwood LNG, Delfin FLNG. Степень реализации данных проектов довольно высока, это объясняется тем, что по некоторым из них уже обсуждаются контракты с покупателями СПГ. Общая мощность перечисленных заводов — более 110 млн т, тем не менее, вопрос о конкурентоспособности американского СПГ на мировых рынках остается открытым [16-18]. Кроме того, не стоит забывать, что буквально 4 года назад из-за падения цен на газ были отменены 20 СПГ-проектов общей мощностью более 180 млн т в год. Суммарные инвестиции по этим проектам должны были превысить сумму в 190 млрд долл. Большинство из них планировалось к реализации в США, Канаде и Австралии, при этом еще 42 проекта были перенесены по срокам исполнения [4, 17]. Основной причиной, по которой они не были реализованы, является нежелание инвесторов участвовать в проектах из-за низких цен на углеводородные ресурсы. В условиях высокой волатильности, сохраняющейся на рынке углеводородов, никто не даст гарантий того, что ситуация не повторится снова и проекты не будут заморожены. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объемы экспорта американского СПГ будут во многом зависеть от конъюнктуры рынка. При сохранении среднемировых темпов роста потребления сжиженного природного газа на уровне 8-10 % в год строительство новых заводов будет оправданно, в случае замедления или стагнации рынка будет сложно полностью задействовать не только строящиеся, но и действующие мощности. По нашим оценкам, к 2026 г. объем экспорта американского СПГ составит от 55 до 60 млн т в год. Россия . Как уже отмечалось, на начало 2019 г. в Российской Федерации реализуется два крупных СПГ проекта — «Сахалин-2» и «Ямал-СПГ». Мощность завода по сжижению природного газа «Сахалин-2» на начальном этапе (2009 г.) составляла 9,6 млн т в год. В 2013 г. суммарная мощность двух линий была увеличена до 10,8 млн т. Необходимо также отметить, что данный проект реализуется на условиях соглашения о разделе продукции, а акционерами выступают: ПАО «Газпром» — 50 %, Shell — 27,5 %, Mitsui — 12,5 % и Mitsubishi — 10 % [19]. Активная стадия реализации проекта «Ямал-СПГ» началась в конце 2017 г., когда была запущена первая из четырех линий завода, а к середине декабря 2018 г. с опережением графика на год были запущены вторая и третья линии. Таким образом, на начало 2019 г. суммарная мощность трех линий завода составляет 16,5 млн т. К концу 2019 г. ожидается введение в эксплуатацию и четвертой линии мощностью 0,9 млн т. Учитывая опережающий график реализации всего проекта, можно предположить, что сроки запуска четвертой линии могут быть скорректированы. Также необходимо отметить, что акционерами данного проекта являются: ПАО «НОВАТЭК» — 50,1 %, CNPC — 20 %, Total — 20 % и «Фонд шелкового пути» — 9,9 % [20]. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz