Север и рынок. 2019, № 1.
К «старым» относят заводы, выстроенные до 2012 г.: Withnell Bay (построен еще в 1989 г., но переоснащен в 2008-м); Darwin, функционирующий с 2006 г., и Pluto LN, запущенный в 2012 г. Суммарнаягодовая мощность этих заводов составляет 25,3 млн т СПГ. Заводы нового образца построены после 2012 г. Это Curtis Island, GLNG, Australia Pacific, Gorgon, Wheatstone, Prelude FLNG и Ichthys [4, 8]. Их суммарная мощность составляет 62,2 млн т СПГ в год. Тем не менее, необходимо отметить, что заводы, располагающиеся в восточной части Австралии, — GLNG, Australia Pacific и Curtis Island, суммарная мощность которых достигает 25,3 млн т, вынуждены из-за дефицита сырья (метана угольных пластов) закупать газ на внутреннем спотовом рынке. В результате в этой части страны возник дефицит газа, а внутренние цены (13 долл. США за 1 млн БТЕ1) в начале 2018 г. даже превысили экспортные для Японии (12,5 долл. США за 1 млн БТЕ) [5]. Такое развитие событий свидетельствует о наличии реального риска того, что производственные мощности, расположенные в восточной части Австралии, не будут загружены на 100 %. А если допустить, что цены на мировом рынке снизятся еще, то экспорт СПГ, который не связан контрактами, и вовсе прекратится. Важно понимать, что Министерство природных ресурсов Австралии для того, чтобы не допустить дефицита на внутреннем рынке, может просто ограничить экспорт. Тем не менее, в ноябре 2018 г. Австралия впервые обогнала Катар по поставкам сжиженного природного газа — 6,5 против 6,2 млн т [9]. Это стало возможно после того, как была запущена вторая линия завода Ichthys, а его суммарная мощность достигла отметки в 8,9 млн т в год. В настоящее время производственные мощности Австралии сопоставимы с объемами СПГ, ежегодно экспортируемыми Катаром, остается понять, когда они заработают в полную силу. Кроме того, австралийская сторона периодически выступает с заявлениями о расширении уже действующих проектов и строительстве новых заводов и даже озвучивает конкретные цифры — 40-50 млн т СПГ в год в дополнение к уже имеющимся мощностям. Однако потенциальные инвесторы относятся к таким заявлениям, как и самим проектам, с опасением. Это обусловлено значительным превышением затрат, по сравнению с плановыми показателями, на строительство предыдущих заводов, а также серьезным снижением цен на сжиженный природный газ. Необходимо отметить, что достоверно оценить экспортный потенциал Австралии на данный момент не представляется возможным. С одной стороны, 2018 г. ознаменовался завершением строительства и запуском завода Prelude FLNG и второй линии завода Ichthys. Также к положительным моментам нужно отнести тот факт, что впервые объемы поставок австралийского СПГ превысили объемы поставок Катара, пусть и в отдельно взятом периоде. С другой стороны, очевидны серьезные ошибки в первоначальной оценке продуктивности новых скважин, повлекшие возникновение дефицита на внутреннем рынке страны. Перечисленные факторы не позволяют сделать точных прогнозов относительно экспортного потенциала Австралии, однако можно предположить, что имеющиеся производственные мощности — 86,5 млн т СПГ в год — это и есть верхняя граница возможностей Австралии на ближайшие 10-12 лет. Катар . Занимает третье место в мире (после Российской Федерации и Ирана) по разведанным запасам природного газа — порядка 24 трлн м3. Фактически обладая более чем 10 % от общемировых запасов газа, Катар является крупнейшим производителем СПГ на планете [5]. Производство сжиженного природного газа осуществляется в промышленном центре «Рас Лаффан», расположенном на побережье Персидского залива. По состоянию на 1 января 2019 г., производственные мощности СПГ составляют 77 млн т в год, а это порядка 107 млрд м3[4, 5, 9, 10] В это сложно поверить, но еще 25-30 лет назад Катар являлся небольшим аграрным государством, а основным видом деятельности в стране была ловля и продажа жемчуга. Однако в начале 1990-х г. США, располагая данными о колоссальных запасах природного газа в Персидском заливе, решили инвестировать значительные средства в развитие газодобывающей отрасли Катара и СПГ-флот. Основной целью было наладить производство и транспортировку сжиженного природного газа в Северную Америку. В результате на начало 2019 г. Катар обладает крупнейшим танкерным флотом, насчитывающим 60 судов и способным ежегодно перевозить весь СПГ, предназначенный для экспорта. Что касается США, то после успешной разработки технологий, позволяющих осуществлять добычу нефти и газа сланцевых пород, местные компании смогли не только удовлетворить внутренний спрос на природный газ, но и вышли на мировой рынок. Катару ничего не оставалось, как переориентироваться на Азиатско-Тихоокеанский и европейский рынки. 1Британская тепловая единица. 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz