Север и рынок. 2019, № 1.

industry towns. To significantly reduce the emissions of toxic waste into the Arctic environment, it is necessary to develop and implement new technologies that reduce the material consumption of production, which increases the investment costs of enterprises in fixed assets. This direction of development corresponds to the implementation of state and regional interests, so the state should either stimulate the development of such technologies or compensate for the costs (compared to other regions of the country) in whole or in part. In the implementation of investment projects or measures for the introduction of new equipment and technology to reduce the unit cost of production, it is necessary to provide an appropriate level of return on assets, the value of which is determined based on the analysis of the stages of the life cycle of technological development. For formation of analytical interrelation of indicators of economic strategy of development of the industrial enterprises with indicators of the introduced technological innovations it is offered to use a new type of the economic analysis — investment and innovative (retrospective and forecast). This will allow the transition to digitalization of the management process of industrial use of mineral resources and fuel and energy resources of the Arctic. Keywords: Arctic, environmental pollution, interests, production technology, reduction of material consumption, investment and innovation analysis. Введение Арктическая зона Российской Федерации является важнейшей сырьевой базой экономики страны, а в будущем ее значение еще более возрастает в связи с освоением громадных запасов топливно-энергетических ресурсов на шельфе морей Северного Ледовитого океана [1-3]. Однако Арктика является особой территорией, так как, с одной стороны, суровые природно-климатические условия приводят к необходимости существенно увеличивать капитальные (инвестиционные) и текущие (эксплуатационные) затраты предприятий на освоение расположенных здесь месторождений полезных ископаемых [4, 5], с другой стороны, природа Арктики является крайне уязвимой к загрязнению окружающей природной среды, поэтому здесь увеличиваются и затраты предприятий на предотвращение ущерба природе в результате выбросов загрязняющих веществ в виде жидких, твердых и газообразных отходов [6]. В результате совместного действия этих факторов возможности освоения новых месторождений появляются лишь у крупных предприятий, располагающих соответствующими финансовыми ресурсами [7, 8]. Каждый субъект управления в экономике имеет свои собственные экономические интересы. Государство в лице федеральных органов власти и управления заинтересовано в развитии Арктики не только из-за ее громадных природных ресурсов и соответствующей возможности увеличения объема ВВП, но и вследствие важнейшего для страны ее геополитического расположения. Однако при этом оно, с одной стороны, вынуждено помогать бизнесу осваивать природные ресурсы, с другой — согласно ст. 69 Конституции РФ, не должно допускать такого уровня загрязнения арктической природы, которое может привести к невозможности сохранить естественную среду обитания для малочисленных народов Севера. Регионы России в лице органов власти и управления субъектов Федерации, включая регионы Арктики, должны способствовать эффективному использованию природных ресурсов, расположенных на их территории, для увеличения валового регионального продукта (ВРП), в том числе за счет развития конкуренции бизнес-структур в виде поддержки предприятий малого и среднего бизнеса (МСП). При этом регионы в интересах проживающего там населения должны содействовать и снижению загрязнения окружающей природной среды. Для любых предприятий, включая и те, которые занимаются освоением природных ресурсов Арктики, основной экономический интерес заключается, как известно, в снижении издержек и увеличении прибыли, что способствует максимизации их стоимости. В условиях Арктики это приводит к необходимости существенного повышения производительности труда, что может быть обеспечено прежде всего за счет использования новой техники и технологии при максимально возможной автоматизации технологических процессов и соответствующей их цифровизации. Однако есть три аспекта таких действий предприятий в процессе управления развитием, которые обязательно необходимо учитывать, чтобы избежать противоречий с государственными и региональными экономическими интересами. Во-первых, государство может создать определенные преференции крупным предприятиям, осваивающим новые арктические территории, в виде различного вида финансовых льгот, но при этом осуществлять регулирование их экономического развития, например, вводя различного рода нормативы. 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz