Север и рынок. 2019, № 1.

Первичные статистические данные всех вышеперечисленных переменных за период с 2003 по 2017 гг. были получены из официальных источников [20-24]. По результатам первой регрессионной итерации были исключены переменные X 1 (объем грузоперевозок через Суэцкий канал, тыс. т), X 2 (объем грузоперевозок через Транссибирскую магистраль, TEU), X 5 (среднемесячная зарплата работников организаций, осуществляющих деятельность в АЗ РФ, руб.) и X 7 (уровень безработицы в АЗ РФ, %), так как их р -значение превышало 0,05. По результатам второй регрессионной итерации были исключены переменные X 3 (численность населения регионов АЗ РФ, тыс. чел.), X 4 (валовой региональный продукт АЗ РФ, млн руб.), так как их р -значение превышало 0,05. По результатам третьей регрессионной итерации была исключена переменная X 6 (объем инвестиций в основной капитал в АЗ РФ, млн руб.), так как ее р -значение превышало 0,05. В результате последнего регрессионного анализа получили коэффициент детерминации ( R ) = 0,86 (> 0,7) и А факт = 15,01 > А геор = 3,48, следовательно, уравнение является значимым. Параметры уравнения также являются значимыми, так их р -значения < 0,05. С учетом полученных коэффициентов, модель множественной регрессии принимает вид (1): y t = - 499 ,34 - 74,7 • x* + 244 ,08 • x 9t - 194 ,32 • xt ° - 14 ,34 • x ” . (1) Наблюдается обратная связь с переменной X 8 (средний тариф на услуги ледокольного флота, долл. за 1 т), иными словами, чем меньше средний тариф на услуги ледокольного флота, тем выше объем грузоперевозок через СМП. Связь с фактором X 9 (количество российских ледоколов в эксплуатации, ед.) прямая, т. е., чем больше количество российских ледоколов в эксплуатации, тем выше объем грузоперевозок через СМП. Присутствует обратная связь с переменной X 10 (минимальная площадь ледяного покрова в Арктике, млн км2), иными словами, чем меньше минимальная площадь ледяного покрова в Арктике, тем выше объем грузоперевозок через СМП. Обратная связь с фактором X 11 (среднегодовая цена на нефть марки Brent, долл. за 1 барр.), т. е., чем меньше среднегодовая цена на нефть марки Brent, тем выше объем грузоперевозок через СМП. С целью определения степени влияния экзогенных переменных на объем грузоперевозок через СМП были рассчитаны коэффициенты эластичности. В таблице представлены данные коэффициенты. Коэффициенты эластичности факторов согласно модели (1) № п/п X Y 1 Средний тариф на услуги ледокольного флота 2,02 2 Количество российских ледоколов в эксплуатации 2,88 3 Минимальная площадь ледяного покрова в Арктике -1,77 4 Среднегодовая цена на нефть марки Brent -0,15 Таким образом, на основе полученных коэффициентов, можно сделать следующие выводы: 1. Объем грузоперевозок через СМП уменьшается на 2,02 % с увеличением среднего тарифа на услуги ледокольного флота на 1%. 2. Объем грузоперевозок через СМП увеличивается на 2,88 % с увеличением количества российских ледоколов на 1%. X 9 — наиболее значимый фактор. 3. Объем грузоперевозок через СМП уменьшается на 1,77 % с увеличением минимальной площади ледяного покрова в Арктике на 1%. 4. Объем грузоперевозок через СМП уменьшается на 0,15 % с увеличением среднегодовой цены на нефть марки Brent на 1%. Далее для нахождения верхних и нижних границ доверительного интервала были рассчитаны теоретические значения Y . На рис. 2 представлен график, демонстрирующий динамику изменения эндогенной переменной Y и ее доверительный интервал. Из графика видно, что все теоретические значения Y находятся в пределах доверительного интервала. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz