Север и рынок. 2019, № 1.

заморожен в связи с макроэкономическими и политическими причинами, что окажет негативное влияние на СМП в ближайшем будущем, однако локальное развитие СМП возможно за счет реализации отдельных месторождений, таких как нефтяное месторождение «Приразломное». Подобного мнения придерживаются авторы статьи [12]. На основе сравнительного анализа качественных и количественных характеристик рейсов из Киркенеса в Иокогаму через Суэцкий канал и по маршруту с использованием СМП было установлено, что реализация геополитической и экономической миссии СМП как международного транспортного коридора между Европой и Азией требует модернизации инфраструктуры, обновления парка судов, повышения уровня безопасность и качества сервиса, формирования экономически обоснованных тарифов, а также достижения солидарности в сбережении экологической целостности Арктической зоны. При этом, по мнению авторов, увеличение грузооборота на СМП связано с развитием отечественного ТЭК, в частности, реализацией проектов «Ямал СПГ» и приращением объемов вывоза нефти с «Новопортовского» месторождения. В статье [15] указывается на значимость развития СМП в транспортном и энергетическом обеспечении недропользования. Авторы утверждают, что эффективное функционирование СМП будет способствовать освоению минерально-сырьевого потенциала Арктической зоны России. Следовательно, процесс развития СМП находится в диалектической связи с процессом развития минерально-сырьевых ресурсов арктических территорий, являясь одновременно и драйвером, и следствием его динамических изменений. Значимость влияния государственной поддержки на развитие СМП также выделяется в работе [13]. К положительным факторам авторы относят меры, обозначенные в нескольких государственных программах, таких как «Стратегия развития Арктической зоны РФ» и «Закон о регулировании торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». В статье [14] авторы утверждают, что, помимо развития инфраструктуры, значимую роль играют геополитические факторы, такие как постоянное присутствие в Арктике и контроль над морскими акваториями. В другой группе научных трудов проводится сравнительный анализ между альтернативными транспортными коридорами, здесь особое внимание авторы уделяет такому вопросу, как способность СМП конкурировать с альтернативными путями из Европы в Азию, с помощью которых осуществляется международная торговля. В ряде работ рассмотрена потенциальная экономическая целесообразность использования СМП в качестве альтернативного маршрута между Азией и Европой [16-23]. Целью данного исследования является: а) выявление зависимости объема грузоперевозок через Северный морской путь от комплекса факторов внешней среды; б) формирование рекомендации по его дальнейшему развитию. Методология исследования В качестве применяемых для достижения цели данного исследования методов можно выделить системный, сравнительный и контентный анализ, относящиеся к категории качественных методов. Методологической базой выполненных в статье расчетов послужили методы сбора и обработки статистической информации, в т. ч. регрессионный анализ, на основе которого была построена модель множественной регрессии. На основе проведенного анализа литературы [3-19] были выбраны переменные, используемые для построения модели. Опишем основные этапы проведения исследования: 1. Построение концептуальной модели на основе следующих эндо- и экзогенных переменных. Эндогенные переменные: Y — объем грузоперевозок через СМП, тыс. т. Экзогенные переменные: 1) группа переменных «Факторы конкуренции»: • X I — объем грузоперевозок через Суэцкий канал, тыс. т; • X2 — объем грузоперевозок через Транссибирскую магистраль, TEU; 2) группа переменных «Социально-экономические факторы (показатели социально­ экономического развития регионов АЗРФ)»: • X 3 — численность населения регионов АЗ РФ, тыс. чел.; • X 4 — валовой региональный продукт АЗ РФ, млн руб.; • X 5 — среднемесячная зарплата работников организаций, осуществляющих деятельность в АЗ РФ, руб.; • X 6 — объем инвестиций в основной капитал в АЗ РФ, млн руб.; • X 7 — уровень безработицы в АЗ РФ, %; 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz