Север и рынок. 2019, № 1.
can link cargo traffic in Europe and Asia-Pacific countries. However, economic and geopolitical instability, as well as difficulties in ensuring the safety of freight traffic in the Arctic region, call into question the prospects for the development of the Northern Sea Route as an element of the system of international transport corridors. In this regard, an exceptionally integrative comprehensive study of the Northern Sea Route will make it possible to determine the prospects for its development. The purpose of this study is to identify the dependence of the volume of freight through the Northern Sea Route on the complex of environmental factors and the formation of recommendations for its further development. The results of the study are aggregated into an econometric model, allowing to assess the impact of changes in environmental factors on the cargo traffic. Keywords : Northern Sea Route, Arctic, shipping, Suez Canal, international transport corridors. Введение Северный морской путь (СМП) был открыт для международного судоходства в 1991 г. Во времена СССР северные воды использовались исключительно для внутренних нужд. На сегодняшний день СМП — это стратегическая морская транспортная магистраль, которая играет важную роль в развитии как экономики России, так и мира. Это водная артерия, позволяющая осуществлять международную торговлю, обеспечивать безопасность государства и всецело осваивать арктический регион. СМП является кратчайшим путем из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион, но далеко не единственным, именно поэтому максимальная отдача от его использования зависит от способности конкурировать с альтернативными маршрутами. Системный подход к развитию арктического региона и формированию конкурентных преимуществ требует модификации развития транспортной системы, обобщение возможных вариантов международно-правового регулирования морских операций, национальной и экологической безопасности в Арктике (международное сотрудничество, особенности правового режима судоходства на трассе Северного морского пути, географические границы и правовой режим морских пространств Российской Арктики). Основным элементом транспортной системы Арктики является морской транспорт. Арктическая морская транспортная система представлена следующими элементами: 1. Северный морской путь, который является важнейшей частью инфраструктуры экономики, связывающей европейскую и дальневосточную части страны в единую транспортную систему. 2. Транспортные средства морского и речного флота, траектории их движения (морские и речные линии). 3. Инфраструктура берега (порты, навигационные и гидрографические средства обеспечения, различные средства связи, обеспечивающие транспортную деятельность в Арктической зоне РФ). Северный морской путь обслуживает порты Арктической зоны и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия; вывоз леса, природных ископаемых). Однако существуют и альтернативные морские пути, которые проходят через Суэцкий и Панамский каналы, но расстояние от порта Мурманска до порта Йокогама через Суэцкий практически в 2 раза больше, нежели по Северному морскому пути [1]. Для успешного функционирования СМП, появления новых и расширения существующих возможностей необходимо не только модернизировать действующие порты Арктической зоны РФ (Тикси, Дудинка, Диксон и др.), но и создавать абсолютно новые, такие как порт Лавна, Индига и т. д. [2]. Проблема функционирования СМП остается одной из самых актуальных в арктической проблематике научных исследований и в практической деятельности российского государства и бизнеса, имеющего отношение к использованию данной транспортной магистрали. Теоретический базис исследования Проблеме функционирования международных транспортных коридоров, в т. ч. СМП, анализу специфики функционирования СМП в современных условиях, возможностей и угроз его деятельности посвящено достаточно большое количество работ. Исследование литературы показало, что научные труды, посвященные анализу, разработке и построению прогноза развития СМП можно разделить на две значительные совокупности (группы). Первая группа работ [3-15] исследует влияние отдельных факторов на развитие и потенциал СМП, в т. ч. на объем грузоперевозок через СМП. В частности, в статье [3] автор указывает на необходимость развития инфраструктуры вдоль маршрута следования судов (портов, предприятий, объектов энергетической отрасли), как первичного фактора, оказывающего влияние на реализацию потенциала СМП как международного транспортного коридора. По мнению автора, развитие инфраструктуры СМП возможно исключительно при участии государства, выраженного в упрощении законодательного режима прохода судов, снижении тарифов, модернизации ледоколов для создания лучшей ледовой обстановки и т. д. Драйвером развития при этом могут выступать нефтегазовые проекты на шельфе арктических морей. Ряд проектов может быть 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz