Север и рынок. 2019, № 1.

В результате 15 танкеров-газовозов проекта «Ямал-СПГ» распределились между следующими судоходными компаниями: • ПАО «Совкомфлот» — первый головной танкер «Кристоф де Маржери»; • канадская компания Teekay с дочерней китайской China LNG Shipping (Holdings) Limited (China LNG) — 6 танкеров, включая «Эдуард Толль» и «Рудольф Самойлович»; • греческая компания Dynagas Ltd (49 %) совместно (по 25,5 %) с ведущими китайскими судоходными компаниями Sinotrans и China LNG Shipping — 5 танкеров, в том числе «Борис Вилькицкий», «Федор Литке» и «Георгий Брусилов»; • японская компания MOL (Mitsui O.S.K. Lines Ltd) при участии China Shippihg Development (крупнейший в Китае перевозчик нефти и др. сырья) — 3 танкера, среди которых «Владимир Русанов» и «Владимир Визе». К середине декабря 2018 г. девять поименованных танкеров-газовозов уже переданы заказчику, из них четыре — в 2017 г. и пять — в 2018 г. Последние из девяти — «Георгий Брусилов» и «Николай Зубов» — переданы заказчику в ноябре и декабре 2018 г. соответственно. Таким образом, Китай, так или иначе, участвует в строительстве всех танкеров, за исключением головного. Практически весь газ проекта «Ямал-СПГ» (98,1 %) был законтрактован (сроком до 40 лет) еще в сентябре 2014 г. Операторами проекта являются Novatek Gas & Power (2,86 млн т), Total Gas & Power (4 млн т) и CNPC (3,0 млн т), а также с российская компания Gazprom Marketing & Trading (3 млн т) и испанская Gas Natural (2,5 млн т) ежегодно. Основные поставки планируются в страны АТР. Кроме того, около 5 %проекта «Ямал-СПГ» (0,82 млн т) зарезервировано для продажи на спотовом рынке [16-18]. Всего за декабрь 2017 г. и I квартал 2018 г. по спотовым контрактам отгружено 20 партий СПГ (3 партии в 2017 г. и 17— в 2018 г.), всего 1483,3 тыс. т СПГ, или 2,1 млрд м3свободного природного газа. Первые партии СПГ отправлялись западным маршрутом с перегрузкой на конвенционные танкеры на европейских терминалах с последующей доставкой потребителям, в том числе в страны АТР и США (22 января 2018 г. партия российского СПГ была доставлена в порт Балтимор конвенционным танкером Gaselys). Поставки по китайскому (с CNPC) долгосрочному контракту начаты в июне 2018 г. восточным маршрутом. 17 и 18 июля 2018 г. танкеры-газовозы «Владимир Русанов» и «Эдуард Толль» доставили две партии СПГ из Сабетты в китайский порт Цзянсу Жудун (Желтое море) на терминал «Цзянсу». Эти танкеры вышли из порта Сабетта 25 и 27 июня соответственно. Время судов в пути составило в среднем 20 дней, что на 16 дней быстрее, чем по традиционному пути через Суэцкий канал и Малаккский пролив. Ледовая часть Северного морского пути была преодолена ими за 9 дней. Это первый случай в истории СМП, когда танкеры прошли по восточному маршруту в направлении Берингова пролива без ледокольного сопровождения. Этим же маршрутом 31 июля 2018 г. прибыл к терминалу Tangshan LNG (северо-восток Китая, Желтое море) и встал под разгрузку танкер «Кристоф де Маржери». Эти рейсы открыли начало регулярных поставок СПГ Северным морским путем в восточном направлении. У CNPC 20-летний контракт с ООО «Ямал СПГ» на поставку 3 млн т СПГ в год. Он привязан к ценам на энергоресурсы в Японии — Japan Crude Coctail (JCC). По этой формуле стоимость СПГ в июле 2018 г. составила около 10,5-10,9 долл/МБТЕ1. Тогда как реальная себестоимость ямальского СПГ составляет около 6,1 долл/БТЕ при транспортировке по Северному морскому пути в течение 6 месяцев летней навигации. Таким образом, чистая прибыль ООО «Ямал СПГ» от поставки каждой партии СПГ в 77 000 т (средняя грузовместимость судна 172 300 м3) составила 16 млн долл. Следует особо подчеркнуть, что доставка СПГ восточным маршрутом через Берингов пролив в летнюю навигацию выполняется в полтора раза быстрее, чем южным, — 44 и 68 суток туда-обратно соответственно. Экономия (с учетом перегрузки на конвенционные танкеры в Европе) составляет порядка 0,8 долл/БТЕ или 3,2 млн долл. за каждый рейс. При этом для рационального использования танкеров усиленного ледового класса Arc7 типоразмера Yamalmax планируется (ПАО «НОВАТЭК», 2022-2023 гг.) строительство перевалочного СПГ-терминала на Камчатке (в бухте Моховая, район Петропавловска-Камчатского) мощностью 20 млн т/год с учетом возможного увеличения мощности до 40 млн т/год. Бухта Моховая — глубоководная, незамерзающая с непосредственным выходом в акваторию Тихого океана. 1 БТЕ — британская тепловая единица. 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz