Север и рынок. 2019, № 1.
(2,9 трлн долл.). Россия в 2017 г. занимала 11-юстрочку рейтинга с ВВП в 1,58 трлн долл. В 2016-2017 гг. Китай демонстрировал темп роста ВВП в 6,7 и 7,9 % соответственно, значительно опережая США по этому показателю: темпы роста ВВП США в эти годы составили 1,6 и 2,5 %. Рост китайской экономики способствует увеличению потребления энергетических ресурсов (нефти и газа) при практически неизменном потреблении угля [10]. Однако в 2018 г. в результате снижения налога на прибыль корпораций с 35 до 21 % и проведения ряда структурных экономических преобразований под лозунгом «Сделаем Америку снова великой» только во II квартале был показан экономический рост в 4,1 % [13]. Это уже укрепление позиций мирового лидера. Следует подчеркнуть, что экономика России в разы уступает экономике США и Китая, поэтому и не рассматривается этими странами ни в качестве равноправного экономического партнера, ни в качестве опасного соперника. Для равного соперничества на мировых рынках России следует сформировать вокруг себя объединение стран с суммарным ВВП, сравнимым по величине с экономикой США, Китая или Евросоюза. Это возможно, например, на основе создания системы коллективной безопасности, поскольку геополитическое преимущество нашей страны не вызывает сомнений. Китай также стремится к доминированию в Евразии, именно такую цель преследует стратегия «Один пояс и один путь» как глобальный экономический проект. Это придало импульс железнодорожным перевозкам между Китаем и Европой по территории России, которые официально начались в 2011 г. Динамика роста грузопотока на китайско-европейском направлении действительно впечатляющая: от 17 поездов в 2011 г. до 1702 в 2016 г. В 2017 г. было отправлено уже 3673 поезда, а в I полугодии 2018 г. — еще 2490 состава. Такими темпами 26 августа 2018 г. из Гамбурга в Ухань вернулся очередной, 10-тысячный поезд, отправленный по маршруту Китай — Европа. Так формируется Новый шелковый путь (Евразийский сухопутный мост) — транспортный маршрут для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы. Маршрут включает трансконтинентальную железную дорогу — Транссибирскую магистраль, которая проходит через Россию, и второй Евразийский континентальный мост, проходящий через Казахстан. Стратегическим направлением торговой экспансии Китая является участие в крупных инфраструктурных проектах, обеспечивающих доступ к мировым коммуникационным сетям. В частности, речь идет о прибрежно-портовой и транспортной инфраструктуре. Сегодня уже 14 из 20 крупнейших по объему перевалки грузов портов мира и 9 из 20 контейнерных терминалов являются китайскими. Такая тенденция все более отчетливо прослеживается и в Арктике — регионе, где наиболее рельефно сегодня сочетаются геополитические и экономические интересы России; это выражается в возрастании роли арктической системы коммуникаций (Северного морского пути) в системе глобального развития в условиях потепления, а также при реализации проекта «Полярного шелкового пути». Китай активно участвует в арктических инвестиционных проектах, в частности, в крупнейшем — «Ямал-СПГ». Участие Китая в этом проекте оценивается на уровне 29,9 %: Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC — China National Petrolium Corporation) — 20 % и Китайский фонд Шелкового пути (Silk Road Fund Co Ltd.) — 9,9%, наряду с французской компанией Total — 20 % и российским ПАО «НОВАТЭК» — 50,1 %. Первоначальные инвестиции в этот проект оцениваются на уровне 27 млрд долл. Проект (первая очередь мощностью 5,5 млн т) запущен 8 декабря 2007 г., вторая — в августе 2018 г., третья — в декабре 2018 г. Это практически на год раньше планируемых сроков. В 2019 г. предполагается дополнительно пуск четвертой очереди мощностью 1 млн т для тестирования собственной технологии сжижения газа. Суммарная мощность проекта составит 17,5 млн т СПГ. Проект обслуживается мощным газовым флотом, состоящим из 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 типоразмера Yamalmax средней вместимостью порядка 172 400 м3. Тендер на строительство выиграла компания Daewoo Shipbuilding &Marine Engineering Co., Ltd (DSME), Сеул, Республика Корея. Средняя стоимость одного газовоза составляет порядка 340 млн долл., а всего тендера — 5,5 млрд долл. Соглашение о строительстве газовозов между DSME и ООО «Ямал-СПГ» допускает передачу права собственности на эти танкеры судоходным компаниям, которые будут осуществлять транспортировку СПГ на условиях долгосрочного тайм-чартерного соглашения с оператором проекта ООО «Ямал-СПГ» [14, 15]. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz