Север и рынок. 2019, № 1.

Вилькицкого, до Берингова пролива судно шло в однолетнем льду толщиной до 30 см. Всего за одну навигацию это судно выполнило два рейса, включая порожний из Японии в Норвегию (октябрь 2012 г.). Это свидетельствует о полной готовности СМП к обеспечению международных транспортных операций как в западном, так и в восточном направлениях [1]. В сентябре 2013 г. тестовую доставку СПГ по Северному морскому пути из Хаммерфеста (Норвегия) на терминал Футтсу (Япония) выполнил танкер-газовоз Arctic Aurora. Такие особенности новой Арктики создают благоприятные и сравнительно комфортные условия для экономического освоения арктического пространства. В этот процесс интенсивно включается и Китай с претензией приобретения в дальнейшем статуса арктической державы через достижение геоэкономического (и/или геополитического) контроля над арктическими коммуникациями и энергетическими ресурсами. Именно это является целью создания в арктических широтах «Полярного шелкового пути» как неотъемлемой составляющей стратегии «Один пояс и один путь», поскольку в условиях глобального потепления открываются новые маршруты мореплавания и новые экономические возможности. Об этом объявлено в январе 2018 г. Первое китайское судно — ледокол «Снежный Дракон» (способен преодолевать лед до 0,8 м - Arc 5) — прошло Северным морским путем с востока в Баренцево море и обратно в летнюю навигацию 2012 г., чем воодушевило китайские судоходные компании [9]. Арктические исследования в Китае начались в 1999 г. В июле 2017 г. «Снежный Дракон» отправился уже в восьмую арктическую научную экспедицию: за 83 дня «Снежный Дракон» впервые совершил плавание вокруг Северного Ледовитого океана с тестовым преодолением Северо-Западного прохода. Однако целью экспедиции были не только научные исследования и изучение маршрута вдоль берегов России и Канады — в августе 2017 г. китайская экспедиция на «Снежном Драконе» впервые пересекла центральный фарватер Северного Ледовитого океана. Под центральным фарватером понимается приполюсная акватория Северного Ледовитого океана (за пределами акваторий арктических морей). Цель китайских арктических экспедиций состоит в организации коммерческого плавания в этих районах, поскольку «это самый короткий морской канал, который соединяет экономические круги Северо-Восточной Азии и Европы». Таким образом, освоив коммуникации центрального фарватера, нет необходимости использовать внутренние воды (территориальное море и исключительную экономическую зону) России и Канады [10]. В августе 2018 г. в Шанхае начата стыковка основных блоков ледокола Xue Long-2 — «Снежный дракон» (способен преодолевать лед толщиной до 1,5 м) с тем, чтобы ввести в строй и уже в 2019 г. продолжить арктические экспедиции. С 20 июля по конец сентября 2018 г. проходила девятая арктическая экспедиция «Снежного Дракона», в ходе которой проводились исследования на Чукотском плато и Канадской котловине Северного Ледовитого океана. Выполнение арктических экспедиций позволило Китаю сформировать и отработать команду отечественных ледовых капитанов и лоцманов. Активность Китая на арктическом направлении объясняется тем, что в этом регионе разворачиваются масштабные инвестиционные проекты глобального характера, участие в которых позволит Китаю наравне с другими арктическими державами упрочить свое влияние в системе арктических коммуникаций. Поэтому в этих проектах Китай интересуют не столько природные ресурсы (природный газ как таковой), сколько западная часть Северного морского пути, как перспективная магистраль для транспортировки китайских товаров в Европу [11]. А в условиях глобального потепления к западной (практически свободной ото льда) части СМП добавляются коммуникации восточных арктических морей. Арктические устремления Китая стратегически обоснованны и фундаментальны. Дэн Сяопин, вдохновитель современных китайских преобразований, отмечал: «Ни одна страна не может развиваться, закрывшись ото всех, не поддерживая международные связи, не привлекая передовой опыт развитых стран. А также достижения передовой науки и техники, иностранный капитал. Мы, как и наши предки, испытали этот горький опыт. С середины эпохи Мин до начала Опиумных войн, за 300 с лишним лет изоляции (примерно 1500-1840 гг. — прим. авт. ), Китай обнищал, отстал в развитии, погряз в темноте и невежестве» [12]. Китай развивается стремительно. Экономика Китая прочно удерживает второе место в мире (в 2017 г. ВВП Китая составил 12,3 трлн долл. США), уступая США (18,4 трлн долл.). В пятерку лидеров традиционно входят Япония (4,5 трлн долл.), Германия (3,6 трлн долл.), Великобритания 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz