Север и рынок. 2019, № 1.

арктические логистические потоки (товаров, услуг, информации и финансов). Логистика понимается здесь в широком смысле этого [52]. Таким образом, говоря об арктической логистике в АЗРФ, мы имеем в виду не только логистику грузовых/пассажирских перевозок, но также логистические действия, касающиеся нематериальных операций [53], а именно: 1) экспедиторские услуги; 2) таможенная, торговая и финансовая деятельность; 3) сервис и консультационные услуги; 4) информационные потоки, снабжающие логистические информационные системы. Холистическая логистическая система в АЗРФ должна состоять (в будущем) из интегрированной сети судоходных морских/водных путей (узловые точки Севморпути, состыкованные с великими сибирскими реками (рис. 3)), портов, терминалов и прибрежных сооружений, взаимосвязанных с основными железными дорогами, аэропортами, автодорогами, трубопроводами и речными транспортными системами. Рассматривая инновационные логистические решения для АЗРФ, следует заметить, что расширенные области вечной мерзлоты и значительная протяженность цепочек поставок ставят авиационную логистику вне конкуренции по сравнению с другими средствами логистики. Традиционно Арктика исследовалась и обслуживалась — вдобавок к морским и наземным средствам — самолетами и вертолетами, адаптированными к особенностям арктической окружающей среды (применение полярных дирижаблей было остановлено в начале прошлого века в связи с хорошо известными катастрофами). Состояние дел с полярной гражданской авиацией в современной России считается очень плохим [54]. Свидетельством этому заключению могут служить некоторые данные, представленные в табл. 4. Для появления этого негативного феномена сложились исторические институциональные и отраслевые, а также геополитические причины. Советская полярная авиация конструировалась и производилась в единой отрасли гражданской авиации. Указанная отрасль, в целом требующая огромных инвестиций, была почти полностью разрушена после краха СССР (частично за счет отсутствия финансовых лизинговых операций и взяточничества чиновников и менеджеров). Судьба российской полярной авиации оказалась еще более печальной, поскольку авиационное конструкторское бюро Антонова было в Киеве и часть соответствующих производств также находились на Украине. Таким образом, сформировалась дилемма: оживить прежние — украинские или совместные российско-украинские — проекты арктической авиации или перепрыгнуть традиционные решения и переключиться на интенсивную разработку и внедрение таких инновационных решений, как флоты разнообразных БПЛА, деятельность которых должна будет координироваться и управляться при помощи средств аэрокосмических коммуникаций и указанного операционного цифрового реально-виртуального киберпространства АЗРФ. Оценивая состояние современного флота (вернее, мелких флотов) арктической авиации России как не соответствующее задачам развития АЗРФ, специалисты обратили внимание на перспективность перехода к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА, дроны) [55, 56]. Основанные на дронах решения [60] оказались весьма привлекательными не только с точки зрения, функционально ориентированной на Арктику, но также и с экономической. Представляется, что эти решения выглядят перспективным по следующим причинам [57, 58, 30]: 1) снижение цены покупки единицы БПЛА и соответствующих эксплуатационных расходов; 2) снижение человеческих и материальных рисков (потери/поломки БПЛА), которые в Арктике особенно велики; 3) больший выбор моделей в соответствии с выполняемыми задачами, что является дополнительным фактором экономичности; 4) простота в эксплуатации в силу компьютеризации управления (вплоть до реализации концепции искусственного интеллекта); 5) возможность объединения БПЛА в «рои», составляющие операционные элементы аэрокосмических систем. Среди драйверов, которые приведут к более широкому применению технологий БПЛА, рассматривается [30, 57, 58] хорошо разработанная и внедренная нормативно-правовая база (основанная на шести правилах в США), тогда как в России обнаружилось только одно — обучение, которое требуется для пилотов, чтобы получить лицензию. Сегодня многие бизнес-операторы в Арктике видят преимущества применения дронов и рассматривают проверку и их использование в своей деятельности, но это тормозится нерешенным вопросом о правовых аспектах эксплуатации БПЛА. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz