Север и рынок. 2019, № 1.
Российской Федерации на период до 2020 года»1, который можно считать инновационным драйвером для устойчивого развития Арктики. Результатом развития представленных на этом симпозиуме проектируемых и существующих систем должно быть создание условий для построения «цифрового и интеллектуального пространства» [48]. Отображение и операционализацию АЗРФ в реально виртуальном киберпространстве следует рассматривать как генеральную концепцию организации и управления этой зоны. Предполагается, что согласно принципу специализации, применяемому к сбору, обработке и хранению релевантной информации (данных), касающейся развития АЗРФ, потоки информации (данных) должны будут упорядочиваться и направляться в соответствии со следующими доменами (подпространствами) [48]: 1) важнейшие города (фактически, центры опорных зон); 2) мобильные полевые лагеря, необходимые для забора биологических и геологических образцов и иных арктических исследований; 3) территории для добычи нефтяных/газовых и прочих минеральных ресурсов (включая центры управления соответствующих компаний); 4) рекреационные зоны (включая экстремальный туризм); 5) рыболовные угодья и сбор морепродуктов; 6) узловые точки Севморпути; 7) места расположения военных подразделений и сил защиты от стихийных бедствий. Для комплексной цифровизации АЗРФ (то есть для получения полноценно функционирующего цифрового реально-виртуального киберпространства АЗРФ) необходимо проделать огромную работу по созданию парциальных цифровых реально-виртуальных киберпространств АЗРФ, отражающих мегакомплекс логистических потоков разной природы (рис. 2) между и внутри опорных зон (рис. 3), с учетом множественных связей между различными акторами и институтами, процессами, процедурами как внутри АЗРФ, так и за ее пределами. Одним из примеров исполнения части такой работы может служить уже запатентованная информационно-аналитическая система принятия решений с приемлемым уровнем риска для энвиронментальной безопасности и энвиронментального мониторинга в АЗРФ [49]. Ограничимся лишь этим примером, чтобы показать ту огромную работу, которую необходимо проделать для цифровизации АЗРФ и представить некоторые уместные соображения. Цифровое реально-виртуальное киберпространство указанной зоны должна рассматриваться не только как «суперкомпьютерное зеркало» арктической геосоциоэкономической реальности, но и как сложный и гибкий инструмент федерального/регионального управления. Применение такого инструмента индикативного планирования и управления не противоречит отношениям собственности в капиталистической экономике. Напротив, методы индикативного планирования и управления, поддерживаемые цифровыми технологиями, должны смягчать неизбежное воздействие операционных рисков, связанных с ожидаемой слабой координацией и конфликтом интересов многочисленных участников, уже сейчас обнаруживаемых в Программе АЗРФ. Принимая во внимание общие положения, касающиеся характера архитектуры программного обеспечения, можно было бы сформулировать гипотезу, согласно которой можно было бы получить более эффективное управление на основе интегрированного множества специализированных информационныхсистем, средствкомпьютерногомоделированияи алгоритмовискусственного интеллекта. Следует ожидать появления обратной связи культуры (технологии) за счет упорядоченной архитектуры цифровых технологий, например [50], на микроэкономическом уровне (фирма), интеграция цифровых технологий на рабочем месте может создать новую особую культуру, влияющую на прежнюю культуру работы и общий опыт работы. Однако на макроэкономическом (или мезоэкономическом) уровне имеется гораздо более перспективный способ создания множества киберфизических систем (КФС), которые, в нашем случае, могли бы быть интерпретированы как соединение киберпространства с физическими процессами в реально-виртуальном интерфейсе АЗРФ (рис. 2). В столь суровых и нестабильных условиях Арктики, эти КФС могли бы оказаться исключительно привлекательными, поскольку они бы характеризовались как само* системы (где символ «*» интерпретируется (в зависимости от контекста) по-разному, образуя самоосознающие, самоконфигурирующиеся, самоуправляемые, самоорганизующиеся, самодиагностирующиеся, самокорректирующиеся и саморемонтирующиеся системы) [51]. Следовательно, на этом уровне, также должно быть заметно воздействие детерминистского индикативного управления со стороны собственно виртуальной части цифрового пространства АЗРФ на ее реальную (сегодня, преимущественно стохастическую ) часть. Вдобавок к собственно цифровым («софтовым») опорам устойчивого развития в АЗРФ (включая соответствующие «хардовые» компоненты, а именно: суперкомпьютеры, сетевые серверы, мониторинговые и коммуникационные спутники и т. п.) абсолютно необходимо рассматривать 1URL: http://mmtt.sstu.ru/mmtt-30.nsf/. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz