Север и рынок. 2019, № 1.

В этой связи интерес представляет фигура менеджера будущего, хорошо образованного, интеллектуального и креативного, имеющего навыки аналитического мышления и готового к компромиссам. Ряд источников представляют перечень качеств, которыми должен обладать такой менеджер [13, 14]. Исследовательский центр портала SuperJob.ru в июне 2008 г. провел экспертный опрос среди 100 директоров предприятий с целью выяснить, какими основными качествами должен обладать топ-менеджер. Респондентам был задан открытый вопрос: «Назовите, пожалуйста, три главных качества настоящего топ-менеджера» [15]. Как показал опрос, главными качествами топ-менеджеров они назвали профессионализм, компетентность и интеллект (22, 18 и 16 % респондентов соответственно). Настоящий топ-менеджер, по их мнению, прежде всего, должен уметь «четко и ясно обозначить задачи и организовать работу по их решению», «применять свои знания на практике», а также обладать аналитическим складом ума и широким кругозором. 16% респондентов отметили целеустремлённость и стратегическое мышление. По мнению участников опроса, квалифицированного управленца характеризует нацеленность на результат, а также умение просчитывать развитие ситуации на несколько шагов вперед. Топ-менеджер — одна из наиболее значимых фигур в компании, а потому неудивительно, что человек, занимающий эту должность, должен обладать такими качествами, как ответственность и решительность, на что указали 15 % респондентов. Умение убеждать, то есть наличие лидерских качеств, считают необходимым для топ-менеджера 12 % опрошенных. По мнению 11 % респондентов, плодотворная работа на позиции топ-менеджера невозможна без наличия у него такого качества, как устойчивость к нервным перегрузкам. Таким образом, можно сделать вполне определенный вывод о том, что в подготовке профессиональных менеджеров в стране существует ряд принципиальных проблем, связанных со сложившейся системой формирования резерва руководителей, ориентированных на строгое следование специфическим принципам работы в команде, которые вступают в явное противоречие с классическими принципами научного менеджмента, принятыми во всем мире. Подобные проблемы стоят и перед системой подготовки кадров руководителей и специалистов для АЗРФ, которая сталкивается еще и со специфическими условиями северных территорий: стремлением молодежи уехать из региона; игнорированием вузами интересов работодателей; отсутствием расчетов научно обоснованной потребности в кадрах специалистов и руководителей; недостатками в научно­ методическом, материальном, информационном и кадровом обеспечении учебного процесса в вузах арктического региона. Учет этих недостатков и их устранение позволит повысить эффективность системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в АЗРФ. Литература 1. Северо-Восток России: региональная экономика и управление: моногр. / Е. А. Борисов [и др.]; под ред. Е. А. Борисова, В. А. Уварова; Дальневосточная акад. гос. службы. Хабаровск, 2005. 263 с. 2. Иванова М. В. Актуальные вопросы формирования арктических трудовых ресурсов // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. № 2(49). С. 46-61. 3. Горбунова Л. И. Проблемы и перспективы подготовки кадров для освоения арктических нефтегазовых месторождений // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 294-295. URL https://moluch.ru/ archive/53/7062/ (дата обращения: 19.12.2018). 4. Богачев В. Ф. Ручное управление как принцип действия новых российских топ-менеджеров // Проблемы теории и практики управления: [междунар. журн.]. 2012. № 8. 5. Николайчук О. А. Трудовые ресурсы в развивающейся экономике (региональный аспект) // E-Scio. 2018. № 6 (21). С. 104-112. 6. Цибизова Т. Ю., Терехова Н. Ю. О перспективах развития высшего образования в современных условиях // European Social Sci. J. 2013. № 2 (30). С. 62-67. 7. Барашева Т. И. Мурманская область в XXI веке: тенденции, факторы и проблемы социально­ экономического развития. Апатиты: КНЦ РАН, 2009. 192 с. 8. Глебова Г. Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 1 (5). С. 119-134. 9. Веретенников Н. П., Юркин М. О. Мониторинг и менеджмент рисков социально-экономической системы региона // Экономика и управление. 2010. № 3. С. 30-35. 10. Зайцева С. П. Миссия и статус руководителя образовательного учреждения в системе непрерывного образования: современный руководитель и вызовы общества (на примере подготовки специалистов в нефтяных вузах страны, Тюменский государственный нефтегазовый университет) // Науковедение: интернет-журн. 2015. Т. 7, № 5 (30). С. 191. 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz