Север и рынок. 2019, № 1.
2. Сценарный подход позволяет менеджеру, используя его методологию и результаты, выбирать и осуществить соответствующую стратегию по реализации выбранного сценария. 3. Сценарный подход позволяет стимулировать разработку соответствующего инструментария для реализации новых инструментов в системе научных основ менеджмента. Таким образом, сценарный подход применительно к анализу формирования и развития экономических систем можно рассматривать как инструмент выстраивания стратегии управления. Методика сценарного анализа позволяет в наибольшей степени учесть риски, с которыми сталкиваются руководители всех уровней. Приведенные выше просчеты в управлении наукой и высшим образованием в регионе свидетельствуют о недооценке роли управленцев в создании эффективной системы управления, недостаточном учете специфики управленческого труда. В специальной литературе длительное время ведутся дискуссии на тему, должен ли быть руководитель производства специалистом в той отрасли, к которой относится руководимый им объект. При этом весьма распространенным является мнение о том, что профессиональному менеджеру не важно, в какой отрасли работать, так как принципы, методы и технологии управления являются общими для любого объекта управления. Другие же специалисты выражают уверенность в том, что менеджер обязательно должен глубоко знать специфику отрасли, пройдя все ступени в иерархии управленческой пирамиды [9, 10]. Оптимальное соотношение управленческих и специальных знаний в содержании труда менеджера устанавливалось эмпирическим путем, и в этой связи важен анализ исторического опыта подготовки управленческих кадров, так как наша страна прошла в этой области достаточно противоречивый путь, не всегда извлекая пользу из совершаемых ошибок и неудач. Задача подготовки профессиональных управленцев стояла еще 150 лет назад, когда С. Витте, занявший пост премьер-министра в правительстве Николая II, поставил целью создать мощную национальную индустрию, способную завоевать ведущие позиции на международной арене. И важным звеном в решении этой задачи он видел формирование системы подготовки профессиональных управляющих, способных отвечать на новые вызовы. Следует отметить в этой связи его серьезные усилия в создании системы специального обучения профессиональных руководителей производства. Путем привлечения частных инвесторов ему удалось открыть и запустить целую сеть учебных заведений, включая высшие и средние профессиональные заведения, где могли обучаться будущие руководители самых различных отраслей, включая промышленность, сельское хозяйство, художественные и научные направления. Высокие темпы развития, которых удалось достигнуть в годы правления С. Витте в качестве премьера, во многом определялись появлением целой команды профессионально обученных кадров хозяйственных руководителей, которые успешно претворяли в жизнь цели и задачи ликвидации векового отставания России от экономически развитых стран Европы и Америки [11]. После революции задача подготовки управленческих кадров решалась исходя из имеющихся ресурсов, когда по сокращенным срокам обучения готовились специалисты и руководители через специфическую систему «рабфаков», а также в проходящих стадию становления сохранившихся высших учебных заведениях. Одновременно формировалась система подготовки советских руководящих кадров в технических и экономических вузах. Постепенно сложилась своеобразная система их подготовки и продвижения, учитывающая, в первую очередь, их политическую ориентацию. Главенствующим принципом при этом являлся тезис В. И. Ленина о том, что политика первенствует над экономикой. В соответствии с этим принципом советский руководитель, во-первых, обязательно должен быть членом партии, во-вторых, продвижение по служебной лестнице должно было перед занятием следующей в иерархии управления руководящей должности предусматривать обязательную работу в партийной организации. В этом случае алгоритм профессионального роста руководителя содержал следующие этапы: мастер участка — член партбюро; начальник цеха — заместитель секретаря партбюро; заместитель директора — член парткома и т. д. Таким образом, формирование кадровой политики на всех уровнях управления осуществлялось исходя из главенства принципа партийности, когда все этапы подбора, расстановки, продвижения, подготовки и повышения квалификации руководящих кадров находились под жестким контролем партийных органов. Но и в этих условиях появлялись талантливые, выдающиеся руководители в различных отраслях народного хозяйства, такие как С. Королев, И. Курчатов, М. Келдыш, А. Косыгин, И. Спасский и др. Одновременно продолжались эксперименты по определению содержания труда руководителей, которые готовились как в технических, так и в экономических и финансовых вузах. В этой связи следует отметить опыт Ленинграда, где в 1965 г. в составе Ленинградского инженерно 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz