Север и рынок. 2019, № 1.

квалификации руководящих кадров. При этом следует учитывать, что направления, принципы, формы и методы обучения такого специфического контингента полностью определяются существующей парадигмой развития экономики в стране и в арктическом регионе [4-6]. Отсутствие специальной профессиональной управленческой подготовки ведет зачастую к ошибкам в стратегии развития высшей школы в регионе. Наглядным примером такого рода необоснованного решения служит подготовленное распоряжение о слиянии МГТУ и МАГУ, породившее массу критики и дискуссий о недостаточной его проработке. Этим распоряжением не было учтено, что такому объединению препятствует целый ряд федеральных нормативных актов, начиная с утвержденного Правительством РФ положения о Минобрнауки РФ, где в перечне функций ведомства отсутствует имеющееся у Росрыболовства обеспечение студентов обмундированием, питанием и практикой плавания под парусами. Если же наделить такой функцией Минобрнауки РФ, будет нарушено другое постановление, запрещающее дублирование функций госведомств. Следует учитывать и Гражданский кодекс, который не предусматривает реорганизации юридического лица в форме изменения подведомственности. К тому же, Федеральный закон «Об образовании» допускает принятие решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации лишь на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий [7, 8]. Следует признать ошибочным и решение, принятое относительно закрытия вМГТУ факультета экономики и управления, который обеспечивал подготовку высококвалифицированных специалистов и руководителей для отраслей арктического региона. Функционировавший при МГТУ совет по присуждению степеней кандидата и доктора экономических наук выполнял важную функцию подготовки научно-педагогических кадров, в которых нуждался Кольский научный центр РАН. Эти просчеты в области регионального управления системой подготовки кадров являются частью более важной проблемы, связанной с кризисом в управлении наукой и образованием на государственном уровне. Для примера можно привести реформу Российской академии наук, которая началась несколько лет назад и имела своей целью, как утверждали ее авторы, дать ученым возможность сконцентрироваться на научных исследованиях, разгрузив их от забот по управлению имуществом и финансами, которые, по их мнению, следует поручить профессионалам, что лишь подтверждает высказанную нами выше мысль. В дальнейшем выяснилось, что целью было уничтожение РАН, в собственности которой находились весьма привлекательные ликвидные активы и которая проводила независимую от власти политику. В результате было создано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) — чисто бюрократическая организация, которой были переданы все права по управлению отраслевыми научно-исследовательскими институтами, руководить наукой, стратегией ее развития стали чиновники и финансисты, как следствие, резко возросли объемы требуемой от ученых и часто ненужной отчетности. Обеспокоенные таким положением дел, более 400 академиков и членов-корреспондентов РАН в своем письме президенту РФ пожаловались на «неадекватный юридический статус научных институтов и самой академии», а также заявили, что «стиль и методы работы ФАНО мешают научной деятельности». Ученые отметили, что сложившаяся в стране система управления научными институтами навязывает «заведомо неприменимые правила обычных бюджетных учреждений». Однако, как часто бывает в практике высшего руководства, это письмо было направлено в ФАНО и оттуда был прислан в адрес РАН обтекаемый формальный ответ. После выборов президента России в 2018 г. в структуре нового правительства было учреждено Министерство науки и появилась надежда, что оно займется возрождением фундаментальной и прикладной науки, но назначение на должность министра бывшего руководителя ФАНО М. М. Котюкова означает сохранение прежнего курса на уничтожение РАН. Результатом проводимой властью политики «структурной оптимизации» сферы подготовки руководителей производства привело к дефициту профессиональных менеджеров, способных эффективно руководить ведущими отраслями народного хозяйства. В качестве примера можно привести положение с российской космической отраслью, спрос на продукцию которой за 10 лет упал с 60 до 10 %. Постоянные катастрофы с запусками тяжелых ракет и отсутствие новых технологических разработок ставят отечественную космонавтику в число отстающих в этой некогда передовой для нас отрасли науки и техники. В то же время американский предприниматель и выдающийся бизнесмен И. Маск за 10 лет создал космическую империю, способную без бюджетных инвестиций сконструировать и начать эксплуатировать целый класс тяжелых ракет. Для сведения: корпорацией «Роскосмос» руководит бывший директор АвтоВаза И. А. Комаров, перенесший на новое место работы весь свой богатый опыт выпуска «конкурентных» на мировом рынке легковых автомобилей. В. Липунов, создатель глобальной сети телескопов-роботов МГУ «МАСТЕР», комментируя наши 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz