Север и рынок. 2019, № 1.

Арктики, обнаружило десятки работ по указанной тематике. Однако сравнение библиографических списков этих работ приводит к выводу, что нет достаточной координации между авторами этих работ, а также исследовательскими организациями. С учетом междисциплинарной природы устойчивого развития представляется, что роль координатора/консолидатора соответствующих исследований должна быть назначена одному из ведущих университетов России в кооперации с компетентными НИИ. В любом случае необходим единый центр с локальными подразделениями (вероятно, расположенными в опорных зонах развития или в их географической близости). Такое решение могло бы помочь лучше использовать множественные достижения российских арктических исследований и проводить новые. Рис. 3. Аэрокосмические системы и цифровое реально-виртуальное киберпространство АЗРФ как драйверы устойчивого развития, встроенные в топологическую модель российской Сибирско-Арктической логистической мегаинфраструктуры, главной физической и институциональной опорой которой является Северный морской путь. Источник: [33], адаптировано авторами Возможности: комментарии . Те возможности (шансы), которые перечислены в Стратегии АЗРФ [38, с. 20] пока не подтвердились современными трендами развития мировой экономики, касающимися увеличения спроса на минеральные ресурсы и рыночных цен на них. Зависли формирование и легитимация опорных зон. Не обнаружено оптимистической статистики по позитивной миграции в АЗРФ. Сегодняшняя геополитическая обстановка сокращает инвестиционные и расходные возможности госбюджета, а также не способствует привлечению иностранных инвестиций. Инновационные возможности (представленные в квадранте строками курсивом) пока не получили достаточно четких определений в директивных документах [39]. Общий фон публикаций, касающихся определения/появления благоприятных возможностей для развития АЗРФ, показывает, что ситуация немногим изменилась с 2013 г., когда на фоне внешне хаотической дискуссии даже было высказано предложение: «А почему бы не сделать министерство Дальнего Востока и Арктики, предположим, как оператора работы в арктическом направлении?», — а министр финансов, получив вопрос: «Как будет финансироваться госпрограмма развития Арктики?.. — задумался и сказал, что, наверное, через подпрограммы, которые будут как-то учитывать и эти направления [40]. Угрозы: комментарии . Авторы в целом согласны с трактовкой угроз в Стратегии АЗРФ [38, с. 20]. Некоторые авторские уточняющие дополнения выделены курсивом в табл. 2, тем не менее, необходимо отметить, что глобальная конкурентоспособность АЗРФ всецело зависит от хорошо прогнозируемой и бюджетируемой государственной арктической политики. Основу этой политики должны составлять хорошо скоординированные исследования проблем и перспектив развития АЗРФ. В то же время более тщательное изучение квадранта «Угрозы» приводит к выводу, что любое усугубление угроз развитию АЗРФ оказывается каким-либо образом связано с ограничениями государственного бюджета, который составляет финансовую основу почти любой государственной политики. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz