Север и рынок. 2019, № 1.
of the cases-working in the specialty. It is shown that among the reasons hindering the realization of potential, both among creative workers and among the opposite group of the population, the leading role is given to motivational factors (lack of interest in work, low wages and in General stimulation). Keywords : creative labor activity, creative abilities, realization of potential, motivational factors. Введение В XXI в. происходит трансформация всего «облика» общественного воспроизводства в связи с развитием производительных сил, обусловленным изменением используемых технологий. Сущность подобных изменений аналогична переходу от ручного к машинному труду, преобразившему как процесс производства, так и всю систему экономических отношений. Наблюдающиеся в настоящее время перемены связаны с ростом знаниеемкости экономики, трансформацией сферы занятости в направлении расширения сферы услуг и изменения содержания труда, увеличения его творческого характера. В подобных условиях на национальном и региональном уровне актуализируется разработка инновационной политики, призванной стимулировать инновационные направления деятельности, способствовать развитию навыков и квалификационного уровня населения, изменению его мотивации [1]. Постановка проблемы Невысокая активность работников в отношении создания и внедрения инноваций, недейственные методы мотивации к творческому труду [2] выступают барьерами для экономического развития в целом и внедрения инноваций в частности [3]. Нерешенные вопросы в мотивационной сфере могут приводить к проблемам с привлечением талантливых работников, а также к потере кадров [4]. Вопрос, связанный с мотивацией работников, продолжает оставаться актуальным вне зависимости от уровня экономического развития. Может быть, отчасти по этой причине крупномасштабные социологические исследования по данному направлению стали осуществляться в нашей стране начиная с 1960-х гг. В отечественной социологии труда особо следует выделить коллективное исследование группы ленинградских социологов под руководством А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова [5]. Некоторые из них, проведенные в 1970-1980-х гг., можно рассматривать как повторные, но, тем не менее, внесшие заметный вклад в исследование трудовой мотивации [6]. Несмотря на длительный период исследования проблем, соприкасающихся с различными аспектами мотивации и творчества, как в отечественной, так и в зарубежной науке по-прежнему продолжают сохраняться дискуссионные вопросы. К их числу можно отнести «неоднородность и фрагментарность работ по инновациям и связанные с этим понятия (творчество и предпринимательство)», субъективный характер определения «границы» между творческой и нетворческой активностью, что отчасти выражается в множественности критериев («популярность», «продуктивность» (Смит, Тейлор, Гизелин), «степень новизны идей, подходов, решений» и др.), которые используются при рассмотрении творчества [1]. Все перечисленные и ряд других аспектов обусловливают актуальность исследования вопросов, связанных с изучением готовности населения к проявлению творческой трудовой активности и параметров ее определяющих. Пути решения проблемы Анализ теоретических аспектов позволил нам прийти к выводу о том, что творческую трудовую активность можно определить через более общее понятие трудовой активности с акцентированием на характеристиках, связанных с разработкой новых идей, которые лежат в основе не только производства новых продуктов, но и улучшения существующих технологий [2]. Безусловно, разработка выше обозначенного становится возможной лишь тогда, когда работники на когнитивном и поведенческом уровне обладают способностями к созданию новшеств и их внедрению и при этом улучшают как свою деятельность, так и деятельность более охватывающей социальной системы [2, 7] не только по количественным, но и по качественным показателям [2, 8]. С учетом отмеченного выше следует подчеркнуть, что исследование творческой трудовой активности предполагает заострить внимание не только на когнитивные аспекты, связанные с мыслительными процессами, но и на мотивы, побуждающие работников к подобного рода проявлениям [2, 9]. Среди последних зачастую можно встретить: • инстинктивное возникновение «позыва» к творчеству (самовозникновение и саморазвитие творческой мотивации [10]; • потребность к познанию и формированию основанного на ценностях отношения к миру, которое актуализирует процессы, связанные с накоплением опыта, используемого и в инновационных преобразованиях [2]; • направленность на самореализацию, на более качественное по сравнению с остальными выполнение своих задач [2]; 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz