Север и рынок. 2019, № 1.

бюджета, финансовая обеспеченность на душу населения и др. [16, 18]. Существуют также работы, прогнозирующие показатели социально-экономического развития региона на основе интегральных показателей деятельности расположенных на их территории вузов [19]. Наиболее известными подходами к оценке уровня развития и конкурентоспособности регионов, согласно статье [20], являются: разработанный ООН индекс развития человеческого потенциала, методика оценки социально-экономического развития субъектов РФ Министерства экономического развития России, рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России агентства «Эксперт РА». Профессор С. Г. Светуньков все многообразие количественных методов для оценки уровня развития региона сводит к двум ключевым группам [13, 14]: 1. Вычисление обобщающего индекса развития региона, на основании которого формируются рейтинги регионов. 2. Использование эконометрических моделей и их характеристик для количественной оценки уровня развития. Очевидно, что каждому методу из указанных групп присущи свои преимущества и недостатки. При этом все они характеризуются определенным уровнем субъективности, в частности, от выбора индикаторов, формирующих интегральный показатель, значительно зависит получаемая с его помощью оценка уровня регионального развития. Оценки, получаемые с помощью эконометрических моделей, существенно зависят от выбора факторов, включенных в модель. При этом исследователю могут быть неизвестны факторы, оказывающие влияние на развитие региона, по этой причине в модели они отсутствуют. Кроме того, зачастую учет всех факторов невозможен, поскольку сильно усложняет модель, делая ее практически не применимой. Из этого следует, что выбор факторов для конкретной модели должен осуществляться с учетом конкретной ситуации и на основе тщательного анализа социально-экономического явления или процесса, подлежащего моделированию. Несмотря на то, что уровень развития региона представляется одним из ключевых факторов, способствующих притоку рабочей силы на данную территорию, он является интегральным показателем, вбирающим в себя ряд других частных показателей, как было показано выше. В связи с этим возникают сложности при принятии решения о выборе тех или иных конкретных статических показателей, подлежащих анализу и включаемых в эконометрическую модель. Моделирование миграционных процессов в Арктике Миграционные процессы, протекающие в настоящее время в арктических регионах РФ, отличаются от аналогичных процессов в центральной части России. Они обусловлены влиянием таких факторов, которые на прочих территориях России имеют меньшую значимость или не проявляются вовсе. Это связано в первую очередь со сложными условиями проживания на Крайнем Севере, характеризующимися низким уровнем развития инфраструктуры, суровыми климатическими условиями, оказывающими неблагоприятное воздействие на здоровье и психологическое состояние работников, длительным периодом адаптации к ним [21]. Данные специфические условия проживания приводят к тому, что привлекательность регионов Арктики определяется в первую очередь их уровнем экономического и социального развития, что необходимо учитывать при выборе включаемых в модель показателей. Кроме того, эконометрическое моделирование социально-экономических процессов предполагает наличие ретроспективы по каждому из включаемых в модель факторов. Это накладывает дополнительные ограничения при выборе показателей модели: они должны быть количественными, информация в виде статистических временных рядов по каждому из них должна иметься в распоряжении исследователя. Анализ привлекательности арктических регионов позволил выявить конкретные показатели социально-экономического развития региона, имеющие существенное влияние на миграционные процессы в Арктике. Наличие данной взаимосвязи оценивалось с помощью статистического коэффициента парной корреляции. Вся совокупность показателей была условно разделена на две группы: 1. Показатели социального развития арктического региона (число организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования, численность врачей, число больничных коек, число зарегистрированных преступлений, ввод в действие жилых домов, объем платных услуг на душу населения). 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz