Север и рынок. 2019, № 1.

Для американской модели инновационной системы характерно наличие высокого уровня конкуренции среди всех участников. Это влечет за собой необходимость самосовершенствования и стремления к оптимизации каждой из них. Однако такой подход имеет и минус, связанный с необходимостью формирования законодательной базы, а также учета и регулирования финансовых потоков в сторону малых инновационных предприятий. Канада не являлась первопроходцем в сфере развития инновационной системы, и самое начало было положено в 1940-х гг., в большинстве своем она базируется на результатах США. В начале 1950-х гг. государство создало специальные органы, занимающиеся развитием науки и инноваций. Система высшего образования, такой как мы видим ее сейчас, так же была сформирована в стране в те годы. На базе вузов стали проводиться научные исследования, преимущественно в коллаборации с видными иностранными исследователями и учеными. В 2007 г. в Канаде была принята стратегия «Мобилизация науки и технологий для достижения рыночных преимуществ Канады», которая регулирует инновационную деятельность на территории государства. Вместе с этим данная стратегия ставит задачи по развитию таких направлений, как защита окружающей среды и экологии, энергетики и освоения природных ресурсов, информационных технологий и медицины. Необходимо отразить и тот факт, что в настоящее время структура управления инновациями не имеет какого-то единого органа стимуляции инновационной активности на федеральном уровне. Все эти функции разбросаны по муниципальным ведомствам и правительствам провинций, что совершенно закономерно приводит к бюрократическим проблемам при реализации исследовательских программ. Однако даже при такой особенности контроля Канада имеет 13 университетов, которые занимают лидирующие места в области научных исследований и даже входят список 200 лучших вузов мира. Оценка государственных программ содействия развития инновационной экономики, принятых зарубежными странами арктического региона, позволяет выделить следующие мероприятия, проведение которых может положительно сказаться на динамике показателей инновационного развития наших арктических регионов: 1. Построение системы налоговых вычетов для организаций, осуществляющих расходы на НИОКР. 2. Участие государства в финансировании расходов на НИОКР, осуществляемых сырьевыми компаниями. 3. Разработка программы стимулирования нерезидентов к локализации производства на территории страны. 4. Стимулирование проведения в вузах НИОКР. 5. Введение достаточно высоких налогов на добычу нефти, чтобы сподвигнуть увеличение числа разработок новых технологий, позволяющих снизить затраты. 3. Разработка механизма создания инновационной экономики для ЯНАО Для построения модели инновационной экономики проведем анализ с использованием системы одновременных эконометрических уравнений [15]. В объемном виде методика анализа состоит из таких последовательных действий: 1) формулировка целей анализа; 2) обоснование и выбор экзо- и эндогенных переменных; 3) представление эндо- и экзогенных переменных модели в таблице; 4) запись модели в общем виде (1): (1) 5) формирование информационной базы для анализа; 6) расчет эндо- и экзогенных переменных модели; 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz