Север и рынок. 2018, № 6.

уверенность в том, что его членыпри решении своих конфликтов не будут прибегать к вооруженной борьбе, изыскивая другие способы решения проблем [4-6]. К. Дойч также сформулировал основные цели интеграции: сохранение мира; достижение взаимовыгодных целей; выполнение специальных задач (например, в сфере охраны окружающей среды в БЕАР такими целями являются сохранение старовозрастных лесов и охрана мирового океана); приобретение нового имиджа. В первой Баренцевой программе сформулированы цели создания интегрированного сообщества, которые непосредственно перекликаются с основными целями интеграции, определенными К. Дойчем: обеспечение мирного и стабильного развития в регионе; сокращение военного напряжения; укрепление существующих и установление новых двусторонних и многосторонних отношений в регионе; создание основы для социально-экономического развития в регионе с особым акцентом на активное и целенаправленное управление ресурсами и сокращение разрыва в уровне жизни между Востоком и Западом; снижение экологической угрозы; здравоохранение; поддержание культурныхтрадиций коренных народов региона и вовлечение их в активное участие в развитии региона; развитие науки, технологий, культуры и туризма; включение Евро-Арктического региона в сеть транспортных маршрутов Европы и развитие региональной инфраструктуры [7]. С точки зрения К. Дойча, успех интегрированнойформации также зависит от внешних обстоятельств и факторов, среди которых он особо выделяет: взаимоотношения между государствами; сопоставимость ценностей; взаимнуюответственность; некоторую степень общей идентичности и лояльности. Общепризнанными предпосылками интеграции являются сопоставимые уровни экономического развития, географическая близость вступающих в интеграцию стран, общие экономические и другие проблемы. Необходимо отметить, что уровни экономического развития зарубежных государств-членов БЕАР и российских регионов существенно различаются. Северо-западные регионы России более индустриализованы, чем северо-восточные регионы других стран, входящие в БЕАР. В советский период в этих российских регионах были созданы предприятия-гиганты в горнодобывающей, энергетической, металлургической, химической, целлюлозно-бумажной, лесной, рыбообрабатывающей, оборонной, судостроительной, судоремонтной отраслях промышленности, а также в сфере всех видов транспорта. Например, по уровнюэкономического развития НенецкийАО является одним из лидеров в России, наряду с Ханты-Мансийским АО, Тюменской и Московской областями, Краснодарским краем, Республикой Татарстан и Ямало-Ненецким АО. Доля Республики Карелия в выращивании форели составляет 65-70 %, производство железорудных окатышей - - 26 %, производство целлюлозы из древесины и других волокнистых материалов - - 15 % всей российской экономики. Региональная интеграция включает создание в основном межгосударственных союзов, возникновение которых было обусловлено географическими, экономическими и политическими факторами, но ограничено специфическими территориями. Ключевой аналитической категорией при анализе региональной интеграции является регион, который К. Дойч определяет, как «территорию, включающую ряд стран, взаимозависимых по ряду направлений» [4]. По нашему мнению, для описания межрегиональной интеграции и степени ее развития целесообразно дать описание индикаторов минимальной и максимальной интеграционной ассоциации. Теория предлагает много таких индикаторов, из которых наиболее часто используемыми, являются следующие: по видам деятельности; по степени формализации; по силе организации; по уровню контроля; по времени; по скорости и стадиям развития [8]. По видам деятельности интеграция подразделяется на политическую, экономическую, социально-культурную, международную, экологическую. Все эти сферы интеграции представлены в БЕАР. Экологическая интеграция включает постановку проблемы и разработку стратегий для достижения разнообразных целей, которые в совокупности определяют пути выхода как из экологического, так и экономического кризиса. По степени формализации интеграция делится на формальную и неформальную. Последняя характеризует формы взаимодействий и контактов между государствами, осуществление которых не оформлено какими-либо контрактами или специальными политическими решениями. Региональная интеграция в БЕАР относится к формальной, поскольку решение о создании этой межрегиональной организации было принято на уровне высших органов власти участвующих стран. Однако за более, чем двадцатилетнюю историю сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе возникли также и неформальные формы интеграции, что было обусловлено параллельным развитием трансграничного 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz