Север и рынок. 2018, № 6.

Месторождение апатит-нефелиновых руд «Партомчорр» Для повышения безопасности и эффективности разработки резервного месторождения «Партомчорр» [11], расположенного вблизи особо охраняемых природных территорий, был выполнен комплекс исследований по обоснованиюпараметров подземной разработки [12] с предконцентрацией руды и утилизацией породы в подземных условиях [13], а также оптимизации рудничных и поверхностных горнотранспортных систем [14]. На момент выполнения работ (2013-2017 гг.) месторождения не разрабатывалось. Проектной документацией была предусмотрена подземная отработка со вскрытием месторождения вертикальными стволами и автосъездами, с выдачей руды по скиповому стволу и электровозным транспортом на откаточном горизонте [11]. Предпосылками к пересмотру действующей схемы вскрытия стали: значительные сроки ввода рудника в эксплуатацию и невозможность его поэтапного вскрытия; большие первоначальные затраты на ГПР и приобретение основного оборудования с невозможностью распределения их во времени; высокие эксплуатационные расходы вследствие переподъема руды, а также затраты на поддержания околоствольного и путевого хозяйства; низкая автоматизация, безопасность и ограниченная производительность (скиповой подъем). Поскольку в настоящее время месторождение не разрабатывается и производительность подземного рудника (А г ) окончательно не определена, оптимизация решений по выбору схем и способов вскрытия производилась для различных значений А г . При этом оценивалась возможность применения как традиционных, так и перспективных (в том числе автоматизированных и роботизированных) транспортных систем с целью обоснования границ их взаимного рационального применения [15]. Рассматриваемые варианты вскрытия и подготовки представлены ниже (табл. 4). Таблица 4 Способы вскрытия и подготовки № Способы вскрытияи вид транспорта (подъемруды) № Виды транспорта на концентрационном горизонте Конвейерными стволами 1 Конвейерный с ленточными конвейерами 1 наклонными конвейерами 2 крутонаклоннымс конвейером [16] ЖД узкой колеи 3 вертикальнымc конвейером [17] 2 отечественное оборудование 4 Вертикальнымскиповымстволом 3 импортное оборудования Наклоннымиавтосъездами 4 Конвейерные поезда на дистанционном управлении 5 с подземнымиавтосамосвалами 6 с поверхностными автосамосвалами Автомобильный 7 с троллейвозами 5 подземные автосамосвалы 8 Наклоннымстволомс конвейерными поездами на дистанционномуправлении 6 поверхностные автосамосвалы [18] Курсивом выделены схемы с применением перспективных видов транспорта. * В результате получены аналитические зависимости удельных затрат на подъем и транспортирование руды от изменения А г (рис. 5). Рис. 5. Зависимость затрат на подъем и транспортирование от А г 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz