Север и рынок. 2018, № 6.

Кроме того, данные производственного контроля нарушенных земель часто вводят в заблуждение государственных инспекторов по поводу наличия отработанных земель, то есть тех, которые должны подвергаться рекультивации спустя месяц после завершения работ. В результате, величина штрафов часто не оправдывает затраты на проведение проверок. С другой стороны, если предприятие является собственником хвоста или шламохранилища, которое оно может разрабатывать как техногенное месторождение в будущем, то заниматься его рекультивацией ему невыгодно. Также нельзя не отметить, что несомненное достижение государственного мониторинга земель муниципалитетов некоторых субъектов Федерации и его результат в форме «Аналитической записки о состоянии и использовании земель» фактически не используется потенциальными инвесторами при разработке технико-экономического обоснования проектов. Меры с положительным эффектом для арктических территорий В последние годы критика государственного управления во всех его сферах стала неотъемлемой частью даже выступлений высших должностных лиц. Управление землепользованием не является исключением. По нашему мнению, наблюдаемые сегодня недостатки и просчеты в государственном управлении земельными ресурсами уже представляют угрозу сохранению и приумножению главного национального богатства нашей страны — ее почв и лесных земель. По данным статистики, сегодня в России не используется 7,1 % пашни, а залежь, то есть все неиспользуемые сельскохозяйственные земли и угодья, составляет 0,28% от общей их площади, причем с 1990 г. этот показатель вырос в 14,2 раза. В качестве прорыва в совершенствовании государственного управления нарушенными землями следует указать на формирование его новой, прогрессивной функции, которая появилась в 2017 г. после введения в действие Национального стандарта РФ ГОСТ Р. 57446-2017 «Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия» [11]. Его реализация позволит устранить проблему отсутствия информации о возможностях применения стандартизованных наилучших доступных технологий рекультивации нарушенных земель, в которой в первую очередь нуждаются предприятия. Также повысится и эффективность государственного управления, так как управленцам будут ясны направления приложения их усилий. В июле 2018 г. ПравительствомРФ утверждено Постановление№ 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Постановлением в частности устанавливается: порядок разработки, согласования и утверждения проекта рекультивации земель и консервации земель, требования к его содержанию; порядок определения лица, ответственного за разработку проекта; цели и результаты проведения рекультивации земель и земельных участков; перечень земель и земельных участков, в отношении которых проведение рекультивации или консервации является обязательной; перечень технических и биологических мероприятий по рекультивации и консервации земель, порядок их осуществления; сроки проведения работ по рекультивации земель, сроки консервации земель и земельных участков, а также порядок их определения; порядок завершения работ по рекультивации земель, консервации земель [7]. Утратившими силу признаются Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота». Росприроднадзор очень оперативно, уже через неделю после выхода постановления, дал «Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель» [12]. Одной из назревших проблем законотворческой деятельности является принятие федерального закона «Об охране почв в Российской Федерации», в котором должно быть установлено проведение исследований по природно-сельскохозяйственному районированию земельного фонда страны. В новой истории России оно еще не осуществлялось, последние данные о природно-сельскохозяйственном районировании земельного фонда страны были опубликованы в 1986 г. [13]. Также пора обновить «Методические рекомендации по выявлениюдеградированных и загрязненных земель» 1994 г. [14]. Это особенно важно для арктических территорий, почвы которых из-за отсутствия систематизированных научных данных уже характеризуют только словами «уязвимые» и «ранимые». Новые «Правила проведения рекультивации и консервации земель» не содержат того рационального положения, которое уже реализуют на практике при решении проблемы обращения с отходами производства и потребления. Речь идет о создании в регионах не только единых региональных операторов, но и организаций, которые имеют все ресурсы для строительства и эксплуатации современных полигонов для отходов и их первичной сортировки или переработки. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz