Север и рынок. 2018, № 6.
что его основной целью являлось рациональное использование земли как природного и технологического ресурса в хозяйственной деятельности. При рыночной экономике земельный участок становится объектом недвижимости и источником предпринимательского дохода. Стоимость земельного участка в результате его свойств как объекта недвижимости и различных сделок с ним постоянно растет. В рамках нашей темы нарушение земель на участке означает для его владельца, собственника или арендатора снижение дохода от его разрешенного использования и уменьшение его стоимости при различных сделках (купля-продажа, аренда, залог, ипотекаи др.). Также в связи с тем, что в стране еще не сформировался рынок земли, рыночная стоимость земельного участка заменяется ее приблизительным аналогом «кадастровой стоимостью», величина которой переоценивается каждые 4 года и пока только в сторону повышения. Вследствие этого увеличиваются арендные платежи и цена выкупа земельного участка. Кроме того, природоохранное законодательство требует соблюдения требований по рекультивации нарушенных земель, невыполнение которых оборачивается штрафом. Как известно, функции государственного управления объектами недвижимости в стране в 2008 г. перешли к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая входит в структуру Министерства экономического развития. Росреестр и его территориальные подразделения стали третьей организацией, которая наделена функциями по государственному мониторингу земель и контролю нарушенных земель[10]. Государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. В рамках мониторинга использования земель Росреестр осуществляет наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевымназначением. При проведении мониторинга состояния земель выявляются изменения качественных характеристик состояния земель под воздействием различных негативных процессов, характерных для данной местности, например, затопления, заболачивания, загрязнения земель тяжелыми металлами, нефтьюи др. [10]. Также в функции Росреестра входит обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель и формирование ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ. Росприроднадзор и Россельхознадзор также составляют ежегодные отчеты (Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в РФ, Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственногоназначения в РФ). Первичной информацией для составления этих докладов служат федеральное статистическое наблюдение (форма 2-ТП «Рекультивация»), а также плановые проверки при осуществлении федерального государственного земельного и экологического надзора. Количество контрольных проверок со стороны трех представителей федеральной исполнительной власти, которые являются и показателями эффективности их работы, в 2017 г. даже пришлось сократить посредством применения при планировании их проведения риск ориентированного подхода. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время управление нарушенными землями является прерогативой федерального уровня власти. На уровне субъектов Федерации управление преимущественно сосредоточено на оказании государственных услуг. Однако следует отметитьвозросшуюактивностьмуниципальногоуровняуправления, направленную на регулирование арендной платы за нарушенные земельные участки. До разграничения собственности на землю и в соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местные власти имеют право применять повышенные коэффициенты к арендной плате за эти участки. Примеры таких решений муниципальных властей множатся. Например, в муниципальном образовании Ямальский район Ямало-Ненецкого АО установлены повышенные ставки аренднойплаты за земельные участки для разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающейи нефтегазовойпромышленности, в размере 10 % от кадастровой стоимости1. Анализ результатов выполнения функций управления нарушенными землями позволяет сделать вывод о том, что для них характерно наличие недостатков, которые снижают эффективность деятельности системы органов управления. Прежде всего следует отметить дублирование функций государственного управления (контроля и мониторинга), то есть на получение одинаковых данных о динамике нарушенных земель и о рекультивации тратятся средства трех ведомств. В тоже время контролю не подвержены нарушенные земли, если они расположены на так называемых «самозахваченных» участках или если нарушитель земель неизвестен. 1Ямальский район: офиц. интернет-портал ЯНАО. URL: https://www.mo-yamal.ru/ 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz