Север и рынок. 2018, № 6.
Таблица 2 Рекультивация земель в 2015 г. (по арктическим субъектам Федерации)* Мурманскаяобласть Республика Саха (Якутия) Ханты-МансийскийАО—Югра Наличие нарушенных земель на 01.01.2015 г., всего 9573,31 37110,81 165799,6502 В том числе отработано 1,15 5946,74 4519,4215 За отчетный2015 г. нарушено земель, всего 330,361 10404,82 29800,02597 Отработаноиз общей Площадинарушенных земель 9,777 6476,57 14039,8258 Рекультивировано земель, всего 8,627 6962,09 16169,218 Наличие нарушенных земель на 01.01. 2016 г., всего 9895,044 40553,54 179430,4582 В том числе отработано 2,3 5461,22 2390,029 *Составлено по данным формы статистической отчетности 2-ТП «Рекультивация» за 2015 г. Причин наблюдаемой ситуации может быть несколько: 1) часть нарушенных земель является бесхозной; 2) часть земель не поддается рекультивации, и требуется их консервация; 3) у землепользователей нет необходимых средств, прежде всего технических, для проведения рекультивации и консервации, и на территории региона (муниципалитета) также нет организаций, квалифицированных кадров, техники, с помощью которых можно было выполнить эти работы. Важной причиной также является сложность и длительность процесса рекультивации нарушенных земель, поэтому необходимо выделять ее этапы: 1) подготовительный этап — для инвестиционного обоснования мероприятий по рекультивации нарушенных земель и разработки рабочей документации; 2) технический этап — для реализации инженерно-технической части проекта восстановления земель; 3) биологический этап, завершающий рекультивацию и включающий озеленение, лесное строительство, биологическую очистку почв и др. Как уже указывалось, в настоящее время функции по рекультивации нарушенных земель, по мелиорации малопродуктивных земель и по защите почв от эрозии вменены в обязанности землепользователям, собственникам земли, владельцам и арендаторам земельных участков, то есть всем, кто получает доход от использования земли. Между тем функции по рекультивации нарушенных земель не являются функциями государственного или муниципального управления, несмотря на то, что они являются собственниками земель. Функции государственного управления нарушенными землями сводятся к следующим: 1) контроль и надзор за соблюдением требований законодательства; 2) государственный мониторинг земель: а) мониторинг использования земель; б) мониторинг состояния земель. До начала рыночной трансформации системы земельно-имущественных отношений (2002 г.) функции государственного управления нарушенными землями выполняли подразделения двухфедеральных министерств: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Министерства природных ресурсов и экологии иФедеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Министерства сельского хозяйства. Росприроднадзор и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских работ, а также после их завершения; требований по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии и уничтожения плодородного слоя почвы; требований за соблюдением режима использования земельных участков в водоохранных зонах и запрета порчи земель химическими веществами и загрязнения их отходами производства и потребления и др. Россельхознадзор и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением: требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства; требований в области мелиорации земель и по рекультивации земель при выполнении мелиоративных работ; требований о запрете снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, ее порчи пестицидами, агрохимикатами и отходами производства и потребления; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии. Из перечисления функций государственного управления нарушенными землями до рыночных преобразований системы земельно-имущественных отношений в нашей стране явно следует, 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz