Север и рынок. 2018, № 6.

Несмотря на то, что природоохранное законодательство в стране из года в год ужесточается, например, в соответствии с нормативно-правовыми актами не одно строительство не может начаться без утвержденного проекта мероприятий по рекультивации нарушенных земель и прохождения государственной экспертизы, негативная тенденция к росту нарушенных территорий наблюдается сегодня повсеместно и особенно в районах нового строительства [5]. Существует ряд объективных и субъективных факторов, препятствующих решению этой проблемы. Одним из существенных субъективных факторов является совершенствование государственного и муниципального управления нарушенными землями с учетом региональных особенностей народного хозяйства регионов и их экосистем. Анализ проблем государственного и муниципального управления нарушенными землями В настоящее время управление земельными ресурсами осуществляется на трех уровнях: федеральном, субъекта Федерации и на муниципальном. Разграничениеземель поформамсобственностиосуществляетсямедленно, поэтомупо состояниюна 1 января 2017 г. в Российской Федерации в государственной и муниципальной собственности находилось 92,2 % от площади всех земель, в Мурманской области— 99,9 %; в государственной собственности— 58,41 и 70 % соответственно1. Таким образом, в функции государства как основного собственника земель и гаранта Конституции Российской Федерации в соответствии со статьей 9, в которой «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», входит охрана, рациональное использование, получение дохода от него и предотвращение негативного влияния на разные виды биоты и человека, если земли заражены. Целями управления нарушенными землями являются следующие: посредством правового и нормативного регулирования не допускать нарушения земель под воздействием природных и антропогенных факторов; восстанавливать, то есть только стимулировать рекультивацию и стимулировать консервациюнарушенных земель, если невозможна рекультивация. В отличие от других сфер государственного управления, в которых до сих пор отсутствуют конечные и измеряемые показатели для управления нарушенными землями, они установлены: 1) уменьшение показателя «Нарушенные земли», га; 2) баланс между показателями «Отработанные земли» и «Рекультивированные земли», га, включая показатель «Консервация земель», га [6]. Но следует заметить, что величина снижения и срок для этих показателей не планируются ни на федеральном, ни на муниципальном уровнях, то есть органы управления только констатируют факт выполнения проектов работ, например, по рекультивации нарушенных и отработанных земель, юридическими лицами и гражданами. Органы управления в ходе надзора и контроля выявляют тех, кто не выполняет собственные обязательства по рекультивации земель, и штрафуют их в соответствии со статьей 8.7 Кодекса об административных нарушениях РФ 2. Анализ сводного статистического отчета о рекультивации земель (2 ТП Рекультивация) за 2015 г. показал, что чаще всего нет баланса между показателями «Отработанные земли» и «Рекультивированные земли». Отработанные земли — земли, надобность в которых у предприятий отпала в связи с завершением разработки месторождений полезных ископаемых, формирования отвалов, извлечения ценных попутных компонентов из них, а также геологоразведочных, строительных и иныхработ, связанных с нарушением почвенного покрова и, следовательно, можно приступать к их рекультивации. Рекультивированные земли — земли, приведенные в состояние, пригодное для использования в народномхозяйстве и переданные землепользователям по актам [1-7]. Принято считать, если большая часть из отработанных в текущем году земель подверглась рекультивации, то это хороший результат. При этом должна уменьшаться и величина нарушенных земель в регионе, однако зачастуюэтого не происходит, площадь нарушенных земель, напротив, увеличивается (табл. 2). 1 Национальный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2016 году. С. 39 // Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии: сайт. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o- sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ 2 Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) ст.8.7 // ГАРАНТ: информационно-провавой портал. URL: http://base.garant.ru/12125267/ 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz