Север и рынок. 2018, № 6.

Целью введения новых «Основных положений о рекультивации земель» было уменьшение нарушений плодородного слоя почвы, которым обладают прежде всего сельскохозяйственные и лесные земли. О рекультивации других видов нарушенных земель, например, возникающих при добыче и первичной переработке полезных ископаемых или при транспортировке углеводов в них, речь не шла. «Установить, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденнымипроектами рекультивации земель [5]. Также очевидно, что введение новых «Основных положений» означало отказ государства от финансирования работ по рекультивации, все затраты на которые вменялись в обязанности юридическим лицам и гражданам, допустившим нарушение плодородного слоя почвы. Нельзя не заметить, что документ был принят до введения нового Земельного кодекса (2001 г.) и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 г.), то есть до законодательного признания права частной собственности на несколько категорий земель в России, которые открыли путь для формирования рынка земли [8, 9]. Процессы разграничения государственной собственности на землю и формирования рынка земли в России уже более 15 лет являются задачами государственнойреформыимущественных отношений, в рамках которой реформа землепользования и управления им является важнейшей составной частью. Однако новые правила проведения рекультивации и консервации земель были установлены только в июле 2018 г. [6]. Одной из причин введения новых правил проведения рекультивации и консервации земель является увеличение площади нарушенных земель, а не ее сокращение несмотря на ряд мер по усилению надзора и контроля, а также мониторинга. Согласно данным государственной статистики, устойчивый прирост доли нарушенных земель, требующих восстановления, происходит в течение последних десятилетий 1. На 1 января 2010 г. площадь нарушенных земель составляла 995,0 тыс. га, на 1 января 2017 г. площадь нарушенных земель выросла до 1058,6 тыс. га, что также на 21,6 тыс. га больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольшее увеличение нарушенных земель наблюдалось в Магаданской (на 19,1 тыс. га), Кемеровской (на 2,2 тыс. га), Челябинской (на 1,4 тыс. га) областях, республиках Хакасия (на 1,6 тыс. га) и Бурятия (на 1,1 тыс. га). В 2016 г. наибольшие площади нарушенных земель были расположены на территории Ямало-Ненецкого АО (105,5 тыс. га), Кемеровской (79,1 тыс. га), Магаданской (77,4 тыс. га), Свердловской (62,0 тыс. га) областей, Ханты-Мансийского (55,7 тыс. га) и Чукотского (47,5 тыс. га) автономных округов, Московской (35,2 тыс. га), Челябинской (31,8 тыс. га) областей, Республики Саха (Якутия) (30,9 тыс. га). Не требует пояснений тот факт, что наибольшие потери земель наблюдаются в регионах, где осуществляется активное промышленное и транспортное строительство, а также деятельность нефтегазодобывающих и горнопромышленных компаний. Поэтому экологическое и экономическое восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека, особенно актуально в Арктике. Прежде всего по причине наблюдаемого интенсивного промышленного и транспортного освоения арктических территорий, а также в связи с тем, что арктические экосистемы не могут выдерживать антропогенных нагрузок, которые при этом возникают, без потери своих функций. Также некоторые виды нарушенных земель, образовавшихся на арктических территориях, лишь частичноподдаются рекультивацииили она требует огромных затрат, илинеобходима их консервациятакже очень дорогостоящая. Например, глубокие карьеры, лесные площади после сплошных рубок и вывоза леса, хвосто- и шламохранилища, отвалы горных пород, зольные отвалы электростанций и др. Многие предприятия горнопромышленного, энергетического и лесопромышленного комплексов функционируют в арктической зоне почти сто лет. За этот период произошло не только огромное накопление отходов производства на действующих предприятиях, но и в результате кризисных явлений появились бесхозные нарушенные земли. 1 Национальный доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2016 году. С. 39 // Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии: сайт. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o- sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz