Север и рынок. 2018, № 6.
Даже простое перечисление видов нарушенных земель по причине антропогенного воздействия делает очевидными возможные угрозы и негативные последствия для их качественного состояния: нарушение почвенного покрова и процессов почвообразования; накопление вредных веществ в растениях и дальше по пищевой цепи; нарушение гидрологического режима местности; образование техногенного рельефа; активизация эрозионных и других опасных природных процессов; уменьшение и потеря биологического разнообразия и др. Следует отметить, что независимо от характера негативных процессов они тесно взаимообусловлены и действуют в одном направлении — способствуют ухудшению состояния земель в регионе. Например, заболачивание происходит вследствие увеличения периодов длительного переувлажнения, подтопления и затопления почв. Затопление земель случается не только по причине скопления атмосферных осадков в понижениях местности, но и в более грандиозных масштабах в связи со строительством гидротехнических сооружений, мостов и плотин, что особенно характерно для нашей страны (Рыбинское водохранилище и др.). Другими словами, интенсивность природных негативных процессов зависит от существующих ландшафтно-климатических условий, а также от антропогенной деятельности, влияющей на ход этих процессов. Например, положение Кольского района Мурманской области на границе северотаежных лесотундровых и тундровых растительных сообществ, умеренно-континентального и субарктического климата с относительно большим количеством осадков определяет специфику развития негативных процессов. Наибольшее влияние оказывают природные процессы, а также связанные с антропогенной деятельностью (наземное строительство, гидротехническое строительство, развитие горнодобывающей промышленности, промышленное лесопользование, сельскохозяйственное освоение, складирование и захоронение промышленных отходов, загрязнение земель)1. Нарушенные земли подлежат рекультивации, то есть проведению системы мероприятий по ликвидации нарушений и восстановлению плодородия почв для дальнейшего использования земель в сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных, санитарно-оздоровительных целях [1, 2, 7]. В период становления природоохранной деятельности в 1970-е гг. рекультивация нарушенных земель в нашей стране была признана одним из направлений охраны окружающей среды наряду с охраной атмосферного воздуха, водных объектов, растительности и животного мира, что явилось причиной разработки ее нормативно-методического и статистического обеспечения. И в настоящее время согласно федеральному закону «Об охране окружающей среды» земли и почвы также причисляются к объектам охраны окружающей среды. При плановой экономике на рекультивацию земель, преимущественно на ее вид — мелиорацию — из государственного бюджета выделялись огромные деньги, а созданное для этой деятельности Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР (Минводхоз) обладало одной из самых больших среди всех гражданских министерств и ведомств страны научной и материальной базой. В системе Минводхоза СССР трудилось более 1,7 млн рабочих, насчитывалось 26 научно-исследовательских и 68 проектных институтов, 3660 строительных организаций, около 400 строительно-монтажных трестов и объединений2. В 1989 г.Минводхоз был ликвидирован, деятельность и судьбу его преемникаМинистерства водохозяйственного строительства СССР (Минводстрой СССР) трудно установить, так как они совпали с периодом становления рыночной экономики, когда в одночасье были ликвидированы целые отрасли экономики и органы управления ими. Во всяком случае только в 1994 г. появилось постановление Правительства РФ № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», а годом позже Министерство природных ресурсов РФ и Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем РФ) как новые федеральные регуляторы землепользованием, землеустройством и охраной земель выпустили совместный приказ «Об утверждении “Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы”» [5]. 1Аналитическая записка по теме: «Выполнение работ по мониторингу состояния и использования земель на территории Мурманской, Вологодской, Новгородской и Ленинградской областей» (Государственный контракт № 0008-16-17 от 19.06.2017 г. между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и обществом с ограниченной ответственностьюИнженерно-технологический центр «СКАНЭКС» // DOCPLAYER: сайт для публикации и обмена информацией. URL: https://docplayer.ru/77866644-Analiticheskaya-zapiska.html 2 Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР: статья из электрон. энциклопедии. URL: http://qoo.by/57BW (дата обращения: 6.02.2019). 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz