Север и рынок. 2018, № 6.

Рис. 8. Технико-экономическая модель Предположения и упрощения . Расчеты по предлагаемой модели основываются на сравнении цены СПГ ( PLNG ), приведенной к аналогичному объему природного газа в м3, с ценой природного газа, транспортируемого с помощью газопровода ( PPG ). Дальность доставки ( l ) изменяется от 1 км до l max , при l max = 7500 км. Значение lmax — максимальное теоретическое расстояние, которое может проехать трейлер и вернуться назад к заводу за 1 месяц. При проведении сравнительной оценки транспортировки в несколько пунктов сбыта, суммарный объем транспортируемого газа разделяется пропорционально количеству направлений. При этом дальность доставки принимается одинаковой для всех направлений поставки. Например, транспортировка в два пункта на расстоянии 1 тыс. км означает, что в каждый пункт будет доставлено 11250 т СПГ и расстояние от завода до каждого пункта равняется 1 тыс. км. Равенство N t = N d предполагает, что количество водителей равно количеству трейлеров, так как чрезмерное увеличение количества работников приведет к существенному росту суммарной заработной платы в особенности при транспортировках на дальние расстояния. Равенство L = 1 указывает, что загрузка цистерны трейлеров осуществляется на 100 %. Иными словами, за 1 поездку трейлер перевозит 19 т СПГ. Количество рейсов ( Nv ), количество трейлеров ( N t ), количество CS ( N ks ) и объем закупаемого природного газа ( Vol ng ) должны быть больше нуля для исключения ошибок в расчетах по модели. Также в данной работе не рассматриваются конкретные логистические маршруты, по которым могла бы осуществляться доставка СПГ. Проведенная оценка носит теоретический характер, а ее целью является сравнение эффективности транспортировки рассматриваемых видов газовой продукции. Результаты Расчеты показали, что при доставке газа в один или два пункта сбыта малотоннажное производство СПГ менее эффективно, чем трубопроводная транспортировка природного газа вне зависимости от дальности транспортировки (рис. 9). В целом эти результаты не противоречат мировой практике и являются одной из наиболее весомых причин преобладания трубопроводного транспорта. Однако, если вести речь о 3 и более направлениях поставки, что возможно, например, при реализации стратегии газоснабжения регионов, то СПГ может рассматриваться в качестве конкурента трубопроводному газу (рис. 10). Рисунок 10 показывает области пересечения стоимости СПГ и трубопроводного газа. Часть А — для 5 направлений поставки, B — 4 направлений поставки, C — 3 направлений поставки. Учитывая обширную территорию России и значительное количество малых поселений, уже в настоящее время можно говорить о возможности корректировки стратегических программ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz