Север и рынок. 2018, № 6.
Сегодня существует множество альтернативных вариантов реализации проектов малотоннажного производства СПГ. На основе анализа научно-практической литературы была составлена обобщенная схема вариантов реализации СПГ (рис. 1). Рис. 1. Альтернативные варианты реализации СПГ: СПХР СПГ — система по приему, хранению, выдаче и регизафикации СПГ; АГНЗС — автомобильная газонаполнительная компрессорная заправочная станция Согласно работе [5], малотоннажное производство СПГ по сравнению с крупнотоннажным имеет следующие преимущества: 1. капитальные затраты на строительство малотоннажных заводов по производству СПГ в 3 раза ниже по сравнению с крупнотоннажными (500 и 1500 долл. США/т мощности соответственно); 2. средний срок строительства не превышает 3 лет, тогда как запуск крупнотоннажных заводов в среднем занимает 5 лет; 3. срок окупаемости малотоннажных заводов значительно ниже. В большинстве научных работ сравнение стоимости СПГ и трубопроводного газа осуществляется на основе рассмотрения проектов газификации одного конкретного пункта доставки газа. Однако подобный подход не позволяет оценить эффект от гибкости технологической схемы СПГ. В связи с этим целью данной работы является сравнение стоимости производства и доставки СПГ с трубопроводным газом в условиях наличия нескольких пунктов потребления. Методология Степень разработанности проблемы. В рамках литературного обзора был выделен ряд научных и практических работ по сопряженным тематикам исследований. Ниже рассмотрены сильные и слабые стороны некоторых из них. В работе [6] представлены результаты исследования текущего состояния газопереработки и газохимии, а также ситуации в сфере утилизации попутного нефтяного газа в России. В работе показаны экономические выгоды при увеличении глубины переработки попутного газа. Для отрасли СПГ рассмотрены только крупнотоннажные заводы по сжижению, которые как правило ориентированы на экспорт продукции. К достоинствам данной работы можно отнести наличие оценки текущего состояния отраслей газопереработки и газохимии и оценки перспектив развития этих отраслей. Также предложено решение проблемы поиска и испытаний инновационных технологий в виде создания специализированных полигонов. В работе [7] предложена альтернатива трубопроводной доставки газа в отдаленные регионы России в виде автомобильной либо железнодорожной транспортировки СПГ. Несмотря на безусловную актуальность темы работы, а также рациональность приводимых в пользу СПГ аргументов, данная работа является теоретической и не содержит эмпирических доказательств выдвинутой гипотезы. В работе [8] проведен детальный анализа текущего положения ТЭК РФ, определены его ключевые проблемы, а также выявлен ряд сильных сторон автономной газификации по сравнению с традиционной прокладкой газопроводов. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz