Север и рынок. 2018, № 6.
COMPARISON OF LOW-TONNAGE LIQUEFIED NATURAL GAS AND PIPELINE GAS TRANSPORTATION EXPENSES P. S. Tcvetkov PhD (Economics), Assistant of the Department of Informatics and Computer Technologies Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg, Russia Senior Researcher G. P. Luzin Institute for Economic Studies of the FRC “KSC RAS”, Apatity, Russia D. M. Pritulyak Student Department of Oil and Gas Fields Development and Operation Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg, Russia Abstract. The production of liquefied natural gas (LNG) is one of the most promising areas of the gas industry, the development of which is linked to the future of energy markets in the near future. The relevance of this direction for the Russian market is the possibility of creating flexible logistics schemes for the supply of energy resources to sparsely populated areas and remote regions, where a pipeline is unprofitable and impractical in view of the relatively low demand for energy rawmaterials. Implementation of low-tonnage LNGas an export product will reduce the existing political risks during transportation to/through the territory of the countries borderingRussia. This article proposes a model of comparative evaluation of the cost of low-tonnage LNG and pipeline gas. A feature of the model is the ability to consider a different number of delivery directions, which allows assessing the effect of the flexibility of LNG process chains. The results showed that the price for LNG could be significantly lower than that for pipeline gas, provided that the transportation distance is more than 950 km, and the number of delivery directions is not less than 5. However, when considering gas supply projects for individual locations where onlyone point of consumption needs to be gasified, LNG is less attractive due to relativelyhigh operation expenses. Key words: low-tonnage LNG, gasification of regions, estimation of transportation costs, comparative assessment, pipeline gas. Введение В настоящее время природный газ является одним из наиболее востребованных видов энергетических ресурсов несмотря на интенсивное развитие возобновляемой энергетики. Согласно экспертным прогнозам [1], в XXI в. его позиция будет только усиливаться благодаря стоимостным, энергетическим и «экологическим» характеристикам. В связи с этим актуальность приобретают вопросы поиска путей повышения эффективности его использования и снижения стоимости для потребителей. Эти вопросы являются значимыми и для России, которая занимает второе места по объему доказанных запасов природного газа, а также второе место по объемам его добычи. За 2017 г. только ПАО «Газпром» поставил более 232,4 млрд м3газа более чем в 20 стран мира. Транспортировка природного газа осуществляется как правило через систему газопроводов, что сопряжено с рядом территориальных, политических и экономических проблем. Во-первых, требуется учитывать особенности рельефа местности, по которой прокладывается трубопровод. Во-вторых, проведение газопровода через территорию других стран требует получения согласия местных органов власти. В-третьих, доставка по газопроводу является абсолютно негибкой и не позволяет оперативно изменить направления поставок газа. В-четвертых, система газопроводов требует постоянной технической поддержки на всей своей протяженности. Тем не менее этот способ доставки газа остается сегодня наиболее эффективным для значительной части мирового рынка [2]. Неоднозначная ситуация с газообеспечением наблюдается и на внутреннем рынке России. По некоторым оценкам, от 50 до 60 % территории страны не имеет доступа к централизованному энергоснабжению [3], причем основная часть этих территорий находится в восточной части России. Несмотря на это ежегодные объемы потребления газа на внутреннем рынке составляют более 450 млрд м3. Альтернативой газопроводному транспорту является использование СПГ, интерес к развитию которого появился в последние десятилетия в связи со стремлением решить проблемы эксплуатации газопроводов, обозначенные ранее. При транспортировке значительных объемов СПГ на дальние расстояния как правило речь ведется об использовании морского транспорта [4]. При этом заводы по сжижению и регазификации располагаются в непосредственной близости от портов. В случае же с малотоннажным производством СПГ доставка может осуществляться с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта. Учитывая, что транспортные сети развиты в большей степени, чем трубопроводы как на территории России, так и других стран, это позволяет оперативно диверсифицировать и изменять направления поставок. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz